Рецензия на фильм «Глубокие реки»
25 октября в прокат вышла драма Владимира Битокова — «Глубокие реки». Это дебютная работа еще одного выпускника мастерской Александра Сокурова в Нальчике. Фильм победил в номинации «Лучший дебют» на «Кинотавре» , разделив награду с лентой Александра Горчилина — «Кислота». Работы у дебютантов получились абсолютно разные: камерная семейная драма — у Битокова, вычурная, немного пафосная также про проблемы молодежи — у Горчилина. Также картина Владимира Битокова вошла в программу «Восток-Запад» 53-го МКФ в Карловых Варах.
«Глубокие реки» — это история разрушения одной семьи в кавказской глубинке. В центре сюжета три брата — Бес, Муха и Малой. Первые два живут вместе с отцом и Заирой (женой Беса) в горном селе вдали от цивилизации. Они рубят деревья и сдают их на маленькую местную лесопилку. Малой, самый младший, уехал в город. Ему чужда культура предков, обычаи и быт без современных гаджетов. В свои 24 года он выглядит как старшеклассник и боится жизни и любых опасных ее проявлений. Между ним и старшим братом, Бесом, идет тихая вражда. Вернее, больше Бес ненавидит, даже презирает, младшего брата. Причина — отказ Малого жить как его предки, отрицание своей национальной сущности. Однажды во время работы на отца падает дерево, в результате он больше не может работать, а семье нужно закончить дело в сжатые сроки. Вдвоем им не справиться, но брать помощника из местных мужчин они не хотят. Мол, недобросовестные работники. Малой вынужден помогать братьям. Но постоянные издевки и шутки со стороны Беса, ссоры с соседями и суровый быт не по душе молодому человеку. В итоге все герои вступают в конфликт, который, вероятнее всего, закончится трагедией.
Владимир Битоков рисует нам портрет довольно противоречивой семьи, которую разрывают на части внутренние и внешние конфликты. При этом он обращает внимание, что фильм является художественным вымыслом и его нельзя рассматривать, как описание быта кабардинской семьи. Братья не в ладу не только друг с другом, но и со всей деревней. Но местные жители не желают им зла, они просто ищут заработок. Кругом беднота: маленькое горное село далеко в горах, где нет работы, но полно зависти. Каждый выживает, как может. Вот только братья отчего-то не хотят быть заодно с селянами, поделиться работой, тем более когда им самим очень нужна помощь, не желают вместе налаживать быт села. Когда-то давно их предок совершил злодеяние, за которое был изгнан из общины. Но с тех пор прошло много времени, многое изменилось, но семья Беса по-прежнему продолжает вести отшельнический образ жизни. Сложно сказать, чья это вина. Мы видим ярость, бушующую в старшем брате, который изо всех сил противиться нанять третьего работника. Тем не менее, не понятно, почему отец не наладил отношения с соседями, почему позволяет братьям вести вражду. К сожалению, он не может даже примирить родных сыновей.
Бес погряз в прошлом, гневе и обиде. Он не может простить младшему брату, то что тот выбрал другую жизнь, не может пережить потерю ребенка, не может стать мудрым главой семьи. Несмотря на то, что эти люди в период изгнания не только не умерли, а, наоборот, закалились и окрепли во всех планах, как в моральном, так и в материальном, научились обходиться своими силами, невозможно жить в социуме, даже таком, в котором существуют герои, не находясь с ним в тесном контакте. Это порождает иерархию, где одни считают себя лучше других и презирают тех, кто им не ровня, по их мнению.
Конечно, жители села не ровня братьям. Они не такие работяги, как Бес и Муха, готовые вкалывать из последних сил. Но холодность и чувство превосходства братьев доводят их до отчаяния. Иногда кажется, что в этой истории нет положительных героев, но присмотревшись ближе к каждому из них, понимаешь, что движет персонажами. Режиссер не рассказывает подробную историю никого из действующих лиц, лишь дает иногда небольшие обрывки, которые позволяют зрителю дорисовать полную картину. По словам Владимира Битокова, он сделал это намеренно: «Мы вошли в дом к одной семье, понаблюдали за ней и вышли».
Нет в картине и каких-либо замысловатых символов. Главный символ — это дом, стоящий на берегу. Все время братья опасаются, что их жилище будет смыто. Но как ни стараются укрепить обветшалое жилье, время берет свое и рано или поздно глубокие реки сделают свое дело.
В сценах рубки деревьев появляется молодая волчица, которую братья все время прогоняют. Сложно сказать, кого именно олицетворят этот красивый лесной зверь. Возможно,в ней отображен образ жизни всей семьи, ее дикость, обособленность и вечное напряжение. Вся эта семья — волки-одиночки, которые не желают жить в стае. Каждый из них не слышит другого. Не важно, родной это человек или чужак. У каждого свои интересы. Заира хочет ребенка, Бес — против. Супруги не понимают друг друга, но предпочитают молчать. Особенно Бес. Конечно, он больше всех похож на волка. Малой боится жизни, бежит от нее, он сам не знает, что ему нужно, поэтому его поведение в финальной сцене оправданно и логично. Он маленький испуганный волчонок.
Финал… Мог бы он быть другим в данных обстоятельствах? Наверно, нет. Ненависть, которой пропитаны все мужские персонажи и которая кипит в их крови в вперемешку с агрессией, рано или поздно должна была выплеснуться наружу. «Кипящая» ненависть , перешедшая в слепую ярость, никого не пощадит.
Название ленты отражает его суть в полной мере. Братья и есть эти глубокие реки, которые могут быть, как тихими, так и «выходить» из берегов, разрушая все на своем пути. Это можно отнести и к их врагам. Владимир Битоков неслучайно подбирал имена своим героям. В фильме мы слышим только Бес и Муха, и им действительно подходят эти «прозвища». Хотя на самом деле это сокращения от популярных исламских имен — Мухаммед и Беслан. Однако они как нельзя лучше отражают характер героев.
Приглушенные цвета, едва уловимая музыка, неспешное повествование — у Битокова получилась камерная, трогательная история о том, что общение и прощение есть путь к крепкой счастливой семье. Актёрская игра на высоком уровне. Зная, как обстоят дела с кино в Нальчике, она поражает. Несмотря на то, что это дебютная работа, история рассказана так, что веришь буквально каждому слову. Полное погружение.
В кино — с 25 октября 2018 года.
Текст: Наталья Тимонина