«Теснота» Кантемира Балагова. Рецензия на фильм
3 августа на российские экраны выходит драма «Теснота» — дебютная работа Кантемира Балагова, получившая приз ФИПРЕССИ на 70-м Каннском МКФ и вошедшая в программу «Особый взгляд».
Молодой режиссер — выпускник Режиссерской мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском государственном университете имени Х. М.Бербекова. Рука мастера чувствуется с первых кадров.
Действие картины происходит в Нальчике в 1998 году. В центре повествования еврейская семья. Отец — владелец небольшой автомастерской, мать продает «пепси-колу», жвачку и прочий популярный товар того времени. Старшая дочь, Илана — бунтарка и пацанка по натуре, помогает отцу в мастерской. В противовес ей ставится ее младший брат, Давид, — образцовый сын и любимец матери. Илана, по мнению мамы, все делает не так, как должно — не носит платья, ведет себя как парень, встречается с кем попало, а именно с парнем не из своего «племени» — кабардинцем. Давид же, напротив, — образцовый сын, выбравший в жены прекрасную еврейскую девушку Лею. И все бы ничего, обычные семейные притирки, но однажды Давида и его невесту похищают. Их семьи получают записку с огромной суммой выкупа. Денег нет ни у кого. Община собрала средства, но их хватило только на одного ребенка. Выбор пал на девушку, ведь у ее матери нет никого, кроме нее. Теперь семье Давида нужно самостоятельно искать выход.
Кадр из фильма «Теснота»
Официальный синопсис построен таким образом, что кажется, что все события будут закручены вокруг похищения, что именно оно станет ключевым в повествовании. Поначалу кажется, что это так, но на самом деле оно служит лишь фоном, на котором разворачиваются настоящие события, а именно — распад одной еврейской семьи.
С самых первых минут ленты, авторы «теснят» нас, зрителей. Фильм начинается с ночных съемок Нальчика, показывающие мрачность истории, «темноту» ее персонажей. Мы видим город, но не понимаем, где мы «находимся»: темные дворы, маленькие, узкие улочки. Собственно все сцены в фильме сняты в тесных помещениях и полумраке да еще и кадром с соотношением сторон 4:3, который сегодня уже не используется. Интуитивно ты хочешь раздвинуть его, чтобы расширить изображение. К финальной части все меняется — мы видим красивые горные пейзажи, показывающие эволюцию героев, словно они вырвались из тесноты. Название картины подобрано идеально. В этом фильме тесно всем — главной героине, Илане, ее отцу, матери, брату и даже нам, зрителям.
Кадр из фильма «Теснота»
Герои живут в еврейской общине, а жизнь в подобных сообществах построена по строгим правилам, соблюдать которые нужно безоговорочно. И таким «бунтаркам», как Илана, в ней нет места. Чувствуя холодность со стороны матери, она пытается найти тепло в объятиях местного парня. Но родители решают выдать Илану замуж за еврейского парня, влюбленного в нее, ради денег, которые они получат после помолвки и которых как раз не хватает до нужной суммы для выкупа. Однако девушка устраивает настоящий бунт. Весь фильм мы видим нелогичность действий героини, которую раздирают противоречия: с одной стороны, она переживает за брата, но с другой, радуется его исчезновению, ведь теперь мать, возможно, обратит внимание на нее. Но нет. Мать одержима сыном и готова на все ради его спасения. Даже продать родную дочь. Поэтому действия Иланы вполне можно оправдать. Наиболее ярко душевные терзания героини демонстрирует сцена на дискотеке.
Похищение сына переворачивает жизнь этой семьи с ног на голову. Но еще больше все меняет его возвращение. После просмотра вы поймете, что оно служит лишь фоном для событий, толчком, что сбросит маску «образцовой семьи» и откроет истинное лицо всех ее членов.
Кадр из фильма «Теснота»
После просмотра картины остаются некоторые сомнения. С одной стороны, это добротная артхаусная семейная драма, достойный дебют. С другой, есть в картине моменты непонятные и, откровенно говоря, неприятные. Шокирующие сцены убийства русских солдат, например. Для чего они нужны в фильме — не ясно. Режиссер хотел показать, что в Кабардино-Балкарии живут такие же люди, как везде. Но эти сцены говорят об обратном. А главное, оставляют мерзкое послевкусие и не имеют прямого отношения к истории. Вновь они служат лишь фоном истории, который можно было показать без лишнего смака.
Далее сама еврейская община. Вроде бы нет открытого антисемитизма, но тем не менее эта национальность показана не с лучшей стороны. Собрание, на котором решается судьба детей. Эпизод с покупкой автомастерской отца Илоны и Давида. Сцена с несостоявшейся помолвкой, вернее, ее первая часть. Вновь на ум приходит стереотип про «ушлость» и выгоду евреев.
Кадр из фильма «Теснота»
Подводя итог, хочется отметить игру всех актеров, особенно Дарьи Жовнер, сыгравшую Илану, для которой эта роль стала дебютной. Операторская работа — на высоте. Сценарий, музыка да и сама режиссерская работа — также великолепны. Однако все же это не тот фильм, про который можно сказать, что нужно его смотреть обязательно, как ту же «Нелюбовь» Звягинцева, в которой так же происходит распад семьи. Но тем не менее хочется сказать «браво» Кантемиру Балагову за столь сильный дебют. Мрачный, тяжелый, он все же придется по вкусу истинным синефилам и поклонникам хорошего кино.
В кино — с 3 августа 2017 года.
Текст: Наталья Тимонина