Irish Film Festival: рецензия на фильм «Сезон измен»

  • Москва:  23 марта в 18.00
  • Казань: 23 марта в 19.30

Когда две семейные пары собираются на ужин, за столом идет обычная беседа и ничего не предвещает беды. Ивонн и Даниелла – подруги, их мужья? Крис и Джим? практически не знают друг друга. Обычный разговор о планах на праздники прерывается вдруг вспышкой гнева от Криса. Необъяснимый срыв немного портит беседу, но ужин продолжается, и все своим чередом. Только вот идиллия уже нарушена, и закрадывается подозрение, что как минимум у одной пары не все в порядке. Дальнейшие события покажут, что не только у одной.

Название немного вводит в заблуждение, потому что никакого особенного времени, «сезона», в фильме не обыгрывается. Показываются простые современные семьи с обычными проблемами, живущими в обычных условиях. И проблемы эти будут знакомы многим зрителям. Угасание чувств после долгой совместной жизни, пламя страсти еле теплится, бытовые проблемы превалируют, забота о детях, работа, повседневность – все это превращает жизнь в серую череду будней. Скрасить ее может разве что поход в театр или встреча с друзьями за бутылочкой вина. Поэтому, когда в одной семье вдруг начинает происходить что-то выбивающееся из этой рутины, маленький мирок этих людей становится с ног на голову.

https://simkl.in/fanart/69/6903690b2cc31757f_0.jpg

Кадр из фильма «Сезон измен»

Главными героями здесь выступают Ивонн (Кэтрин Уокен) и Джим (Киллиан Мерфи). Муж Ивонн начинает вести себя агрессивно, будто бы просто так, она ищет поддержки у подруги. А в итоге находит ее у мужа подруги — Джима, когда между ними внезапно пробегает искра и вспыхивает страсть. И вот уже им не по 30+ лет, а по 16: они тайком созваниваются, встречаются, выдумывают истории, чтобы не проговориться своим супругам. Конечно, жизнь вдруг начинает играть новыми красками. Особенно это сказывается на Джиме. Дома он уже давно общается односложными фразами – с женой, с детьми. А вместе с чувствами к Ивонн в нем пробуждается красноречие и желание бороться за то, что ему дорого. Из бесформенного мямли он преображается в человека, который готов пойти на риск. Только такая ложь не может длится долго. Потому что влюбленные начинают врать не только окружающим, но и самим себе. А как только они признаются друг другу в настоящих чувствах, жизнь наносит им очередной удар.

«Сезон измен» — фильм про одиночество. У каждого героя оно свое. Кто-то замыкается в себе из-за нежелания ранить близких, кто-то просто не замечает страданий другого, третьему вообще все опостылело и надоело. К сожалению, сюжет рисует довольно органичную картину современного общества. Как часто мы наблюдаем отчуждение людей не только в будничных деловых отношениях, но и между друзьями, внутри семьи. Каждый занят своим делом, ему нет дела до чувств других. Этот фильм о том, как обстоятельства вынуждают героев выйти из своего личного вакуума и взглянуть на окружающих. Попытаться их понять. Не всегда и не у всех это получается.

https://pbs.twimg.com/media/DidoltPW0AU0ziv.jpg

 

Кадр из фильма «Сезон измен»

Что касается технического воплощения всех этих сложных перипетий, то поначалу может показаться, что фильм слишком просто и однообразно снят. Да, здесь нет эффектных кадров, нет сложных мизансцен, все держится на средних и крупных планах героев, а действие во многом уступает место диалогам. Но если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что расположение актеров в кадре вовсе не случайное. Каждый раз камера старается максимально отрезать героев друг от друга: даже если они в одной комнате, они будут разведены на разные ее концы. А если сидят рядом, то камера будет «резать» их по одиночке. Конечно, это все сделано специально. Вдвоем в кадре герои появляются редко, и в эти моменты они либо откровенно ругаются, либо какая-то фальшь в их общении выдает их реальную дистанцию друг от друга.

Фильм многим обязан игре актеров. Прекрасная игра главной четверки и, в особенности, Киллиана Мерфи не позволяет «Сезону измен» стать очередной скучной драмой, больше похожей на театральную постановку, чем на кино. Джим особенно сильно преображается и выделяется среди остальных. Его одиночество и замкнутость в себе больше всего проявляются на экране. Несколько раз за фильм он говорит о любви к разным женщинам. И под конец фильма, когда он снова произносит эти слова, это уже похоже на притчу о мальчике, который слишком часто кричал: «Волк!». Прожив с этим героем полтора часа, становится очень сложно поверить ему.

Показ состоялся в рамках 12-го фестиваля кино Ирландии

Текст: Александра Канапина