Irish Film Festival. Рецензия на фильм «Дублин Олдскул»: эпичный, как «Война и мир»
В рамках Фестиваля ирландского кино 17 марта в кинотеатре «Каро-9» прошел показ ленты Дэйва Тайнена — «Дублин Олдскул». Дата удачно совпала с главным национальным праздником Государства Четырехлистника – Днем святого Патрика.
Молодой дублинец Джейсон (Эммет Кирван), подобно герою Джеймса Джойса, под аккомпанемент собственных мыслей совершает путешествие по улицам ирландской столицы: дни проводит в магазинчике виниловых пластинок, вечерами возвращается в мир безудержного рейва и вечеринок, мечтая проявить себя за диджейским пультом. Однажды парень встречает родного брата Даниэла (Йен Ллойд Андерсон), пропавшего шесть лет назад. Последний спит на улице, борется с наркозависимостью и не горит желанием возвращаться к оставленной жизни. Однако родство не пустой звук, и постепенно ребята понимают, что их судьбы похожи.
Кадр из фильма «Дублин Олдскул»
Герои фильма — молодые, беззаботные и нетрезвые. Опьяненные алкоголем, препаратами, любовью к музыке. Хаус 90-х звучит в голове ребят так же бодро, как и 20 лет назад. Оператор Джей-Джей Рольф постарался снизить резкость кадра так, чтобы было неясно, какой на дворе год. Если бы не выпавший из кармана Джейсона смартфон, мы так и были бы обмануты «адидассками» и бомберами дублинской молодежи. «Олдскул» в переводе с английского – «старая школа». Ребята настолько старательно соблюдают обрядность субкультуры, что от фармацевтических терминов на «-ин» закладывает уши, но наркотики только способ сохранить свои традиции и вечную юность. Однако время неумолимо, и молодым людям приходится взрослеть.
Последнее разочарование Джейсона – разрыв с «драгоценной» Джеммой (Шона Керспэйк). Возлюбленная «переросла» эти отношения и, отдав предпочтение более успешному диджею, стала готовиться к переезду в британскую столицу. Но ушло тело, а чувства остались. Единственная в фильме любовная сцена смотрится нежнее и поэтичнее популярной романтической комедии. Эпизод важен настолько, что сценаристы (режиссер Дэйв Тайнен и сам исполнитель роли лирика-повествователя Джейсона — Эммет Кирван) разрешают девушке поделиться стихами своих мыслей, вводя в сценарий второго рассказчика. Вполне литературный прием, подчеркивающий контраст между мерзостью действительности и богатым духовным миром.
Кадр из фильма «Дублин Олдскул»
В начале картины Джейсон обещает показать нам «эпичный, как «Война и мир», дублинский молодежный андеграунд, выступая как бы поэтом Вергилием, ведущим Данте по кругам собственного ада. Смерть матери, потеря любви, пропадающие вещи – герой будто разбирает себя по частям, но, как известно, самая темная ночь — перед рассветом. Рассветом на озере. Громкие звуки прогоняют тревогу. Путь Туда на самодельной «джонке» для Джейсона и его друзей – метафора перехода в мир счастья. Возможно, взросление не так уж необходимо.
Утром же приходит похмелье и понимание, что все это — беззаботная развязность, порок, наркотики – не болезнь, а личный выбор. Взрослый человек не будет ждать доброго врача, фею-крестную в образе бывшей подружки, а сам сделает первый шаг, заново собирая себя.
Текст: Ксения Широких