Irish Film Fest: рецензия на фильм «Черный 47-й»
Чтобы помнили
В 1847-м году солдат армии Её Величества, Фини (Джеймс Фрешвилл), возвращается домой – и не узнает родную Ирландию. Страна охвачена страшным голодом, его мать и брат мертвы, а британские власти не только не предпринимают никаких мер, но наоборот – забирают у народа последнее, отнимая у крестьян их дома и урожай. Убитый горем и охваченный праведным гневом, Фини встает на тропу мести, начиная войну против тех, под чьими знаменами он сам прежде воевал. Найти и остановить смутьяна отправляют его же бывшего сослуживца – находящегося под следствием констебля Ханну (Хьюго Уивинг), которому грозит виселица за убийство задержанного.
Вероятно, в прошлом каждого народа и каждой страны найдутся трагические эпизоды, коренным образом повлиявшие на ход истории и во многом определившие характер нации. Для Ирландии одним из таких поворотных моментов стал Великий голод 1845-49 годов, также известный как Картофельный. Отдавая дань памяти жертвам той катастрофы и в то же время переосмысливая её, «Черный 47-й» не гнушается как суровых сцен насилия, так и жестких оценок в отношении виновных. И хотя первые чаще на виду, позволяя ленте не без успеха прикидываться типичным боевиком на тему мести вполне в духе «Рэмбо», на протяжении просмотра не покидает ощущение, что социально-политический контекст режиссера Лэнса Дэйли («Хороший доктор») волнует ничуть не меньше, чем качество экшн-сцен
Кадр из фильма «Черный 47-й»
Показательно в этом плане, что совершаемые главным героем убийства демонстративно в кадр не попадают – мы видим лишь ужас в глазах жертв, чувствующих близость возмездия да последствия кровопролития уже постфактум, зато преступления англичан демонстрируются со всей их бессмысленной жестокостью и цинизмом. Дистанцию с последними регулярно подчеркивает и переход на гэльский язык.
Что интересно, главные роли в фильме при этом – будто в качестве своеобразного мостика между нациями – играют два австралийских актера. И к слову сказать, еще вопрос, кого из пары центральных персонажей считать главным героем – неуловимого мстителя или идущего по его следам законника. Один несгибаем в своем упорстве и стремлении поквитаться с захватчиками, другому, наоборот, придется многое в жизни переоценить и переосмыслить. И трансформация давно уставшего от жизни констебля на деле оказывается не менее занимательной, чем месть потерявшего всё ирландского «Рэмбо».
Кадр из фильма «Черный 47-й»
В туристических путеводителях Ирландию часто называют Изумрудным или Зеленым островом. Однако в «Чёрном 47-м» ярким цветам места нет. Как нет места для надежды, веры и справедливости. Свирепствующий в стране голод и эпидемии превратили цветущие земли в безжизненную пустыню, поставив нацию на грань выживания (в те годы Ирландия потеряла порядка четверти своего населения; многие, спасаясь от голодной смерти, уехали за лучшей жизнью через океан). Каждый кадр пропитан здесь атмосферой тотальной безысходности, каждый пейзаж – серостью и унынием. Фильм скуп на краски так же, как солдат Фини скуп на эмоции. Но хотя картине не откажешь в колоссальном внутреннем напряжении, а диалоги отличаются хлесткой бескомпромиссностью, к финалу лента приходит уж чересчур знакомыми, проверенными тропами.
Увиденное на этом пути вряд ли кого-то удивит, а многие ходы и вовсе можно предсказать загодя, но лента, очевидно, и не ставит целью никого поразить. Несмотря на интернациональную съемочную группу, это кино скорее «для внутреннего потребления» (в ирландском бокс-офисе фильм вполне логично снискал большой успех и побил несколько кассовых рекордов). Международный зритель просто не в состоянии прочувствовать всю ту боль и всю значимость, которую имеет тема Великого голода для ирландского народа, а посему вряд ли воспримет ленту как нечто большее, чем неплохой экскурс в историю и невеликий монумент, предназначенный в первую очередь для своих, – эдакое скромное напоминание потомкам о трагедии прошлого.
Показ фильма состоялся в рамках Фестиваля ирландского кино в России.
Текст: Кирилл Жогин