Irish Film Fest: рецензия на фильм «Стальная страна»

По законам жанра все самое таинственное и зловещее творится в маленьких американских городках, где в сонной атмосфере благополучия меньше всего ожидаешь встретиться с проблемами и угрозами. Британский режиссер, Саймон Феллоуз, решил не отходить от канонов и поместил свою историю именно в такой город. И герой тоже полностью соответствует ожиданиям – последний, на кого подумаешь в такой ситуации.

Донни (Эндрю Скотт) – странный молодой человек. Он убирает мусор, знаком всем в городе, у него старая больная мать, любимая дочь, которая живет с матерью, и пара друзей. Но при этом, у него явно просматриваются признаки аутического спектра. А еще – обостренное чувство справедливости. Не самый удачный коктейль для истории, которая будет разворачиваться на экране. История же заключается в том, что в этом маленьком городке, где все друг друга знают и посторонних людей не видели уже несколько лет, пропадает мальчик. И потом случайно находится утонувшим в речке. Полиция списывает все на несчастный случай, но Донни слышит от матери мальчика, что тот ни за что не пошел бы из дома гулять один, тем более – в лес, к реке. Что-то не сходится, и герой начинает свое собственное расследование.

STEEL COUNTRY stills 124

Кадр из фильма «Стальная страна»

Как часто, замечая краем глаза какую-то проблемную ситуацию на улице, мы проходим мимо? Обычно это считается болезнью больших городов, мегаполисов, где все замкнуты в себе, никому нет дела до бед ближнего. Все спешат по своим делам, не желая впутываться в лишние проблемы. Но здесь – другое дело. Маленький город, все в курсе дел всех остальных, слухи распространяются с невероятной скоростью. И все же какие-то вещи остаются тайной. Вернее, себе дороже не расспрашивать слишком подробно о таких материях, и все это понимают. Кроме Донни. То ли его ментальное состояние тому виной, то ли недостаточный инстинкт самосохранения, но герою никак не удается оставить это дело в покое. Не помогают даже угрозы жизни и применение физической силы. Чувство справедливости превышает все доводы разума.

И тут встает вопрос: до какой степени человек может добиваться справедливости, оставаясь в рамках дозволенного, в рамках закона и здравого смысла? В какой момент его собственные действия будут считаться уже чрезмерными, не оправдывающими цель средствами? Это  довольно тонкая грань, которую герой явно переходит. И здесь фильм начинает заходить в тупик. Потому что если такие поступки еще как-то простительны для человека с не совсем прочными социальными ориентирами и моральными устоями, то почему же остальные так вяло реагируют на это?

STEEL COUNTRY stills 161

Кадр из фильма «Стальная страна»

Неужели всем настолько все равно, что творится в их городе? Или все настолько запуганы какими-то внешними силами, которые насаждают свои порядки, держа власть над остальным населением? Фильм не дает ответа ни на один из этих вопросов, ни та, ни другая версия не получает раскрытия, альтернативной мотивации тоже не наблюдается. Поэтому после просмотра остается неуютное, неловкое чувство, будто увидел что-то в корне неправильное, но при этом не получил этому объяснения или обоснования.

Прекрасная игра Эндрю Скотта во многом вытягивает этот странный фильм, не то триллер, не то драму. Для триллера здесь не хватает напряжения, саспенса, для драмы – логики происходящего. Мотивы, двигающие главным героем, более-менее понятны, хотя сам его персонаж оставляет довольно много вопросов. И все же он вызывает сочувствие и симпатию. Особенно его трогательное отношение к дочери. Да, это фильм о том, как одиночка выступает против системы. Самый неподходящий для такой борьбы одиночка. Но в целом история рассказано слишком мутно и оставляет слишком сильное чувство дискомфорта. Возможно, именно этого и добивались создатели, тогда можно их поздравить – им удалось снять очень неуютный фильм.

Фильм был показан в рамках 12-го Фестиваля ирландского кино.

Текст: Александра Канапина