Irish Film Fest: Рецензия на фильм «Благодать»
- Москва: 16 марта в 16.30, 21 марта в 20.50, 23 марта в 21.00
- Петербург: 16 марта в 21.30
- Казань: 23 марта в 21.30
Режиссёр Ребекка Дейли в очередной раз претендует на раскрытие, правда, под достаточно необычным ракурсом , такой неисчерпаемой, многогранной и крайне важной темы в жизни ирландцев, как религия и ее роль в самоопределении народа, выборе жизненного предназначения и взгляде на окружающий мир.
Снизойдет на вас благодать при просмотре новой, третьей, полнометражный картины режиссёра, или нет, уйдёте вы после просмотра с вопросами или решите, что эта тема не интересна? Мы, посмотрев фильм в рамках Фестиваля кино Ирландии, делимся с зрителями своим мнением.
В центре истории молодой человек, словно из ниоткуда появившийся в патриархальной католической общине. Том не помнит откуда он. Оставшись жить в общине юноша учится существовать по новым правилам и вскоре становится больше, чем просто прихожанин для жителей этого поселения.
Кадр из фильма «Благодать»
Пресловутая характеристика Ирландии как «страны святых и ученых» (land of saints and scholars) не раз получала остроумные иронические толкования (вспомнить только великого Спайка Миллигана), и в работе Ребекки Дейли, как кажется, эта линия нашла достойное продолжение. Она не ставит главенствующей идеей этого почти триллера осуждение излишней набожности героев, скорее это двоичный взгляд на ситуацию и варианты ее развития. Причем, свобода зрителю предназначена полностью. Только вы решаете, каков исход и какое может будет будущее у персонажей. Свобода фантазии и мысли. Ограничений нет.
Они, жители общины, — другие. Даже проживая на территории Германии, они говорят на английском языке. Это красноречиво показывает сцена с приездом полицейского в поселение.
В то же время изгоями люди себя не чувствуют. Они выбрали подобный быт. У них есть старейшина, они ведут сельское хозяйство, протест может возникнуть лишь при ситуации с медицинской помощью пожилой женщине и пропаже маленького ребёнка. На все воля Божья и будет так, как хочет Всевышний.
Кадр из фильма «Благодать»
Сама Ребекка Дейли утверждает, что руководствовалась при создании фильма сюжетом и эмоциями после просмотра фильма “Безмолвный свет” (исп. Luz silenciosa) — фильм Карлоса Рейгадаса. Созерцание и попытка присмотреться к стилю жизни подобных организаций: что для них вера и религия и как это уживается в реальных бытовых условиях.
Полутона, камера, которая показывает расплывчатый кадр, а потом фокусируется на предмете. Мы словно через лупу разглядываем или подглядываем за происходящим. Мир галлюцинаций героя и просто шквал символизма и христианских метафор. Причем, как из Ветхого завета, так и Нового.
Роль Тома исполнил Винсент Ромео, для которого роль в этой драме стала дебютной и с которой он справился феноменально. Неформатная, яркая внешность. Внутренняя собранность и некая та самая благодать, данная уже природой актёру или свыше. Интригу он держит безукоризненно. До самого конца ты не можешь дать себе ответ, чем может закончиться эта история.
Режиссер утверждает о смене строя. Старое поколение уходит, освобождая дорогу новому, существуют запреты (тот же символ леса, например), вновь двойственность дьявола и божественного, да и самого Тома можно назвать лжепророком. А крещение или жестокая игра в озере и вовсе обескураживает и ввергает в растерянность зрителей.
Что же творится в этом мире,придётся пытаться понять самостоятельно. Несмотря на тягучесть и таинственность происходящего на экране, съёмки проходили в очень дружеской обстановке и тёплой атмосфере. Весь каст стал одной семьёй. «А, может, общиной?» — переспросите вы. Все может быть. Чёткого ответа создатели “Благодати” не дают.
В постулатах об этикете пишут, что неэтично задавать прямые вопросы о вере и религии человеку при личной беседе. Попытайтесь их задать себе в кинодиалоге на просмотре “Благодати”. Поверьте, разговор получится весьма любопытным.
Текст: Анастасия Белякова