С 11 по 14 мая в Санкт-Петербурге в киноцентре «Родина» пройдут кинопоказы в рамках II Балабановских чтений, организованных кинокомпанией СТВ и журналом «Сеанс».
Зрителей ждут показы трех классических фильмов, каждый из которых по своему поднимает тему «перехода» и «рубежа». «Леопард» Лукино Висконти – фундаментальный эпос о смене эпох на Сицилии и уходящей в историю аристократии. «Строшек» Вернера Херцога — это история уличного музыканта, ощущающего себя лишним в этом мире – балабановское кино о том, как большой мир перемалывает маленького человека. Завершится ретроспектива показом «Замужества Марии Браун», эту метафорическую работу о послевоенной Германии Райнер Вернер Фасбиндер называл одной из своих главных удач.
Кроме того, в киноцентре пройдут специальные показы отреставрированных ранних фильмов Алексея Балабанова, снятых в Свердловске: «Раньше было другое время», «У меня нет друга, или One step beyond…»,«Настя и Егор».
Алексей Балабанов начал снимать кино в эпоху перемен: на его глазах расходились тектонические плиты — привычной советской реальности и новой жизни; рвалась ткань времени. Свои первые короткометражные фильмы он снимал в Свердловске конца 1980-х, а полнометражный игровой дебют выпустил в Ленинграде 1990-го.
Придя на глобальном разломе, за свою не очень долгую жизнь в кино он пережил их несколько. Возможно, именно об этом Гейне писал: «Когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта». Это про тех особо чувствительных — кто, с одной стороны, не сводит себя в кино к чистому профессионализму, снимая жанровые и коммерческие фильмы, а, с другой, не является замкнутой в себе и на себе художественной вселенной (вроде Алексея Германа или Александра Сокурова). Балабанов был одним из тех, по кому эти разломы проходили. Возможно, именно это одна из причин его раннего ухода.
II Балабановские чтения посвящены теме «рубежа» и расширяют это понятие во всех направлениях: историческом, социальном и даже технологическом. Ведь последний рубеж, который преодолел Алексей Балабанов — это техническая революция в кинематографе нулевых. Всю жизнь работавший с плёнкой режиссёр снял свой последний фильм на цифровую камеру.
РАСПИСАНИЕ II БАЛАБАНОВСКИХ ЧТЕНИЙ
11 мая в 20.00
«Леопард» / Франция, Италия, 1963, 205 мин.
Режиссер: Лукино Висконти, в ролях: Ален Делон, Клаудиа Кардинале
«Золотая пальмовая ветвь» Каннского МКФ в 1963 году
В мае 1860 года в Италии разгорается гражданская война между республиканцами, сторонниками Гарибальди, и приверженцами правящей династии Бурбонов. Князь Фабрицио ди Салина, сицилийский феодал, образованный и мудрый аристократ-интеллектуал, с пониманием и пессимизмом относится к происходящим переменам.
Поэтому, когда его молодой племянник Танкреди сначала вступает в ряды мятежников-гарибальдийцев, а затем становится офицером короля Савойского, дон Фабрицио не осуждает его. Сам князь Салина не хочет активно участвовать в политической борьбе. Он прекрасно осознает неизбежность происходящих больших перемен и чувствует, что его время «леопардов» и «львов» — уходит.
«Я принадлежу к уходящему классу, я свободен от иллюзий и не способен к самообману, — говорит он. Мы — леопарды, львы. Те, кто придет на смену, будут шакалишками, гиенами».
Кадр из фильма «Леопард»
12 мая в 18.40
«Строшек» / ФРГ, 1976, 115 мин.
Режиссер: Вернер Херцог, в ролях: Бруно С., Эва Маттес
Западный Берлин, середина 1970-х годов. Главный герой Бруно Строшек, уличный музыкант, недавно освободившийся из тюремного заключения и явно страдающий психическим расстройством, пытается начать жить сначала. Вместе со своим соседом, эксцентричным стариком Шайцем, и страдающей от притеснений сутенёра проституткой Эвой он отправляется в Америку (штат Висконсин). Однако жизнь на «земле обетованной» оказывается столь же безрадостной, что и на родине. Герои не в состоянии оплатить своё жильё. Эва возвращается к привычному ремеслу. Бруно и Шайц предпринимают жалкую попытку ограбить магазин, в результате чего старика арестовывают. Бруно, отчаявшись, едет куда глаза глядят и оказывается в резервации индейцев чероки (штат Северная Каролина). Он оставляет свой убогий автомобиль, повернув руль так, что машина долго-долго крутится по площади; садится на фуникулёр и теперь уже сам крутится на нём, как белка в колесе, а потом кончает с собой выстрелом из ружья.
Кадр из фильма «Строшек»
13 мая в 19.00
«Замужество Марии Браун» /ФРГ, 1979, 120 мин.
Режиссер: Райнер Вернер Фассбиндер, в ролях: Ханна Шигулла
«Серебряный медведь» Берлинского МКФ в 1979 году за лучшую женскую роль
Героиня фильма, проводив мужа на Восточный фронт, начинает свой путь к богатству — любыми способами, любой ценой.
14 мая в 19.30 Программа короткометражных фильмов Алексея Балабанова
«Раньше было другое время»
СССР, 1987, 17 мин
«У меня нет друга, или One step beyond…»
СССР, 1988, 23 мин
«Настя и Егор»
СССР, 1989, 32 мин
Билеты уже в продаже в кассах и на сайте кинотеатра.