12 октября кинотеатр «Аврора» приглашает зрителей на просмотр вернувшейся из Венеции отреставрированной картины великого Андрея Тарковского «Сталкер».
В специальной программе «Venezia Classici» 73-его Венецианского международного кинофестиваля был показан отреставрированный фильм Андрея Тарковского «Сталкер», снятый в 1979 году по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине«.
Конкурсная программа «Venezia Classici» с 2012 года представляет лучшие реставрации ставших классикой фильмов разных стран. В 2016 году в ней участвовали 20 восстановленных лент, в том числе «Семь самураев» (1954) Акиры Куросавы, «Манхеттен» (1979) Вуди Аллена, «Деньги» (1983) Робера Брессона и другие шедевры мирового кинематографа. Специальное жюри конкурса оценивает качество реставрационной работы, благодаря которой удается восстановить и сохранить уникальное наследие кинематографа.
Картина «Сталкер» — не первая отреставрированная на «Мосфильме» работа Андрея Тарковского: в последние годы при помощи современных технологий «новую жизнь» в формате высокого разрешения с максимальным улучшением визуального и звукового качества также получили фильмы «Андрей Рублев», «Солярис» и «Зеркало». На очереди полнометражный дебют режиссера «Иваново детство» (1962), получивший тогда «Золотого льва» — главную награду Венецианского МКФ.
О фильме:
Авторы сценария Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий и не указанный в титрах Андрей Тарковский по мотивам повести «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких
Операторы Александр Княжинский и не указанный в титрах Леонид Калашников (версия 1977 года была снята Георгием Рербергом)
Композитор Эдуард Артемьев
Использована музыка Мориса Равеля (Maurice Ravel), Людвига ван Бетховена (Ludwig van Beethoven), Рихарда Вагнера (Richard Wagner)
В ролях: Александр Кайдановский, Алиса Фрейндлих, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Наташа Абрамова, Файме Юрно.
Премии: приз экуменического жюри на МКФ в Канне в 1980 году, особое упоминание жюри зрителей на МКФ в Порту в 1983 году.
Интеллектуальная притча «Сталкер» поставлена по мотивам фантастической прозы братьев Стругацких. Однако в трактовке Андрея Тарковского фантастика уступила место философским размышлениям художника о проблемах Совести, Веры, Ответственности человека за свои деяния, об экологической и моральной катастрофе… Ведомые Сталкером — проводником в опасную и загадочную Зону — герои фильма хотят попасть в некую волшебную комнату с колодцем, где якобы исполняются все заветные желания… И этот путь становится главным в их жизни духовным и нравственным испытанием…
У «Сталкера» поистине роковая судьба. Все началось еще на съемках, когда Тарковский, сменив нескольких операторов, решил практически заново переснять всю картину. Затем уже готовый фильм, как и «Зеркало», оказался «полузапрещенным». Потом один за другим ушли из жизни режиссер, исполнители главных мужских ролей — Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Александр Кайдановкий и оператор Александр Княжинский… Они ушли. Тайна «Сталкера» осталась…