Андрей Тарковский (1932-1986) — один из крупнейших кинорежиссёров XX века, чьё творчество оказало значительное влияние на развитие отечественного и зарубежного кинематографа. «Кинематографическим богом» назвал его британский режиссёр и продюсер Дэнни Бойл, считающий необходимым каждому кинематографисту посмотреть его фильмы.
«Трудно понять смысловую глубину фильмов Тарковского, не принимая во внимание художественный и духовный контекст, в котором происходило формирование режиссера, начиная с иконописной традиции, с поэзии Ломоносова, Державина, Пушкина и кончая прозой Гоголя, Толстого, Достоевского и стихотворениями Блока, Пастернака и Арсения Тарковского. В Советском Союзе в 60-е и 70-е годы режиссер приобщается к одному из наиболее важных течений русской духовной и литературной традиции благодаря произведениям Достоевского, которого он часто цитирует в своих работах. Герои Тарковского и Достоевского в наиболее трудные моменты своей жизни находят смелость погрузиться внутрь самих себя, чтобы найти ответы, дающие смысл их существованию. Как отмечает Ингмар Бергман, Тарковский является «величайшим» режиссером в изображении внутреннего мира человека (С. Сальвестрони «Фильмы Андрея Тарковского и духовная культура).
ПРОГРАММА РЕТРОСПЕКТИВЫ
«Андрей Рублев», 1 апреля 18:30
Каннский кинофестиваль, 1969 год:
Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)
Фильм Андрея Тарковского о жизненном пути великого русского живописца Андрея Рублева. Русь начала XV века. Татаро-монгольское иго, междоусобицы, народные волнения — на фоне этих событий показано духовное становление Андрея Рублева как личности и как творца…
«Солярис», 2 апреля 15:30
Каннский кинофестиваль, 1972 год:
Гран-при жюри
Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)
Фильм снят по мотивам романа Станислава Лема. На космическую станцию, сотрудники которой давно и тщетно пытаются сладить с загадкой планеты Солярис, покрытой Океаном, прибывает новый обитатель, психолог Крис Кельвин, чтобы разобраться в странных сообщениях, поступающих со станции, и «закрыть» ее вместе со всей бесплодной «соляристикой». Поначалу ему кажется, что немногие уцелевшие на станции ученые сошли с ума. Потом он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его бывшая возлюбленная Хари, некогда на Земле покончившая с собой.
Кадр из фильма «Солярис»
«Зеркало», 3 апреля 19:30
Герой картины мучительно боится потерять любовь и понимание близких людей: матери, любимой женщины, сына. И чувствует, что жизнь с каждым днем все дальше уводит их друг от друга. Пытаясь сохранить семью, он обращается памятью к самым сильным впечатлениям своего детства, стараясь в том, детском, мировосприятии найти опору и оправдание своим сегодняшним переживаниям.
Назван среди ста лучших фильмов мира по опросу ФИПРЕССИ в 1995 году.
«Сталкер», 4 апреля в 19.30
Каннский кинофестиваль, 1980 год
Приз экуменического (христианского) жюри
В этой ленте, снятой по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», действие происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания. К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам, о которых предпочитают не говорить. А ведет их туда Сталкер — проводник по Зоне — то ли юродивый, то ли апостол новой веры…
Билеты уже в продаже в кассах и на сайте кинотеатра «Аврора»