Джек Николсон по праву считается одним из величайших актёров в истории современного кино. Он был номинирован на премию «Оскар» рекордные 12 раз, выдвигаясь на эту награду за лучшую роль каждое десятилетие, начиная с 1960-х. 70-е годы можно назвать золотым периодом его творчества: его почти звериная энергетика, бешеный взгляд и гортанный голос не просто обеспечивают успех фильмам с его участием, но как-то по-особому структурируют вокруг себя кинопространство, притягивая к его фигуре полное внимание зрителей. Именно из этого периода мы выбрали три культовых фильма, каждый из которых открывает новую сторону его таланта.
22 апреля. Начало в 19:20
ПРОЛЕТАЯ НАД ГНЕЗДОМ КУКУШКИ / ONE FLEW OVER THE CUCKOO‘S NEST. США. 1975
/английский язык, русские субтитры/
Продолжительность: 133 минуты
Режиссер: Милош Форман
В ролях: Джек Николсон, Луиз Флетчер, Уильям Редфилд, Майкл Берриман и др
Легендарный фильм чешского режиссера Милоша Формана завоевал пять основных «Оскаров» и пять «Золотых глобусов», что еще не удавалось ни одному фильму. Картина считается одной из ключевых для Америки 70-х – расцвета контркультуры и гуманизма.
Экранизация романа Кена Кизи о пациентах психиатрической клиники в трактовке Формана является не столько анализом жизни внутри сумасшедшего дома, сколько конструирует для зрителя модель общества, основанного на дисциплинарной власти. Название романа взято из детской песенки-эпиграфа: «Кто-то полетел на запад, кто-то полетел на восток, а кто-то полетел над гнездом кукушки». Персонаж Николсона (Рэндлом МакМерфи) как раз и выбирает третий путь – путь личной свободы, возможной только в конфликте личности и общественной «нормы», которая на деле оказывается коллективным безумием.
Режиссер демонстрирует удивительный вкус и чувство меры во всем, не позволяя драматическим элементам возобладать над стилистикой. Потрясающая актерская игра, поддержанная иногда саркастичной, иногда трагической интонацией повествования, превращают фильм в вывернутую аллегорию окружающей нас действительности, благодаря чему Форман и угодил всем – и широкой публике, и взыскательным критикам.
23 апреля. Начало в 19:20
КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ / CHINATOWN. США. 1974
/английский язык, русские субтитры/
Продолжительность: 130 минуты
Режиссер: Роман Полански
В ролях: Джек Николсон, Фэй Данауэй, Джон Хьюстон, Перри Лопес и др
Действие фильма «Китайский квартал» Романа Поланского происходит в Лос-Анджелесе 30-х годов. Частный детектив Джейк Гиттис оказывается втянут в расследование тайных махинаций крупного преступного синдиката.
Полански выстраивает перед зрителем сложную интригу, имитирующую ходы популярных тремя десятилетиями ранее «черных детективов» и фильмов жанра нуар: город, «роковая женщина», остроумный и обреченный герой в атмосфере неизбежности и фатализма. Полански форсирует события, живописуя на экране настоящий ад, используя всю полноту своего визионерского таланта, не боясь трансформировать классические жанровые схемы и эпатировать публику.
24 апреля. Начало в 17:00
ПОЧТАЛЬОН ВСЕГДА ЗВОНИТ ДВАЖДЫ / THE POSTMAN ALWAYS RINGS TWICE. США, ФРГ. 1981
/английский язык, русские субтитры/
Продолжительность: 116 минут
Режиссер: Боб Рэфелсон
В ролях: Джек Николсон, Джессика Лэнг, Джон Коликос, Майкл Лернер и др
Фильм Рэфелсона «Почтальон всегда звонит дважды» — экранизация романа Джеймса М. Кейна. Наэлектризованное повествование, полное тревожного ожидания и скрытого насилия, мрачная атмсофера и типичный конфликт — жена и ее любовник, страсть, мешающий муж — соответствуют традиционной эстетике «черного фильма». Вторая часть повествования погружают зрителя в проблематику времен Великой депрессии конца 20-х — начала 30-х годов: опустошение, слом человеческих судеб, одиночество и разобщенность людей. В итоге получилась мощная драма с элементами одного из самых противоречивых жанров Голливуда.
Боб Рефелсон, используя талант и актерскую историю Джека Николсона (например, его роль в бунтарском фильме «Беспечный ездок»), проводит параллель между путем человека во времена Депрессии и судьбой «бунтаря» 60-х годов, делая двигателем сюжета не рок и судьбу, а невозможность для героя вписаться в благополучную, умиротворённую, обыденную жизнь, в столь ненавистную ему консервативную среду. За напряжением между главными героями наблюдает камера, обнажая актерскую игру Николсона и Ланг, из-за чего фильм становится не просто одной из экранизаций, но полноценным, не отпускающим внимание, произведением.
Билеты в кассах кинотеатра «Аврора» и на сайте кинотеатра www.avrora.spb.ru
Стоимость билета на каждый сеанс: 400 р.
Стоимость абонемента на рероспективу: 900 р.