BRITFEST 2018: рецензия на фильм «Неповиновение»

В программу 19-го фестиваля нового британского кино вошла драма Себастьяна Лелио«Неповиновение». Главные роли исполнили Рэйчел Вайс и Рэйчел МакАдамс, а также Алессандро Нивола. Это первая картина чилийского режиссера, снятая на английском языке. Одним из продюсером ленты выступила Рэйчел Вайс.

Фильм снят по одноименному роману Наоми Олдерман, вышедшему в 2006 году. Действия развиваются в ортодоксальной еврейской общине в Лондоне. Ронит, а теперь Ронни (Рэйчел Вайс), уже несколько лет живет в Нью-Йорке, работает фотографом, ведет свободный образ жизни и  не знает никаких  запретов и табу. Она уже и забыла, кто она и откуда. Но внезапная смерть отца, уважаемого и почитаемого раввина, заставляет ее вернуться в родные пенаты и вновь столкнуться с тем, от чего она сбежала много лет назад.

Вернувшись в общину, Ронит видит, что ничего не изменилось, за исключением того, что ее друг детства, Довид (Алессандро Нивола), женился. Но он не просто женился, а взял в жены ее подругу, Эсти (Рэйчел МакАдамс), с которой они когда-то были близки. Прошлое вновь врывается в настоящее, накрывая с головой обеих девушек и воскрешая забытые чувства.

Кадр из фильма «Неповиновение»

Исследовать полный загадок мир женщины для режиссера из Чили, Себастьяна Лелио, не ново. Он получил в этом году премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» за драму о транссексуале — «Фантастическая женщина». Обойдя, между прочим, Андрея Звягинцева и его «Нелюбовь».  В 2013 году в прокат, в том числе и российский, вышла невероятно позитивная и жизнеутверждающая картина — «Глория», которая вошла в Основной конкурс Берлинале и получила целых три награды на нем: «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль, приз экуменического жюри и Приз гильдии немецкого артхауса. Лелио  путешествует по тонкому женскому миру не спеша: начав с «изучения» обычной женщины, он перешел к истории мужчины, который сменил пол, и остановился на рассказе про двух лесбиянок-евреек.

В одном интервью Рейчел Вайс призналась, что «хотела рассказать историю, в которой есть два сильных женских персонажа. И чтобы показать их силу, это, непременно, должна быть история любви, в которой каждая из героинь будет объектом желания для другой». Готовясь к роли, актриса прочла немало лесбийской литературы, но книга Олдерман поразила ее тем, что описываемые в ней действия происходили всего в нескольких автобусных остановок от того места, где она жила в детстве. При этом Вайс совсем не ведала о существовании подобного мира, который был так близко к ней. Мысль о существовании чего-то нового, неизвестного «по соседству» с тем, что до боли знакомо, заинтриговало актрису.

Кадр из фильма «Неповиновение»

Ронит и Эсти, главные героини, являются противоположностями. Первая не боится жить так, как считает нужным, и говорить то, что думает и чувствует. Вторая же запуталась в собственной жизни. Она не знает, кто она, зачем вышла замуж и ради чего вообще существует. Слабое утешение Эсти находит  в школе для девочек, где она, выражаясь ее же словами: «Учит девочек ценить себя». Но возвращение возлюбленной расставляет все на свои места. 6-минутная сцена лесбийского секса, которая долго обсуждалась в прессе после премьеры ленты на МКФ в Торонто, была нужна, как признаются актрисы, для того, чтобы показать зрителю то, что испытав, наконец, оргазм, героиня МакАдамс, освободилась от внутренних запретов и обрела себя. Но надо признаться, что «ритуал освобождения» можно было показать и по-другому. Но, видимо, сегодня Голливуд и весь артхаус волнует движение MeToo, а не военные конфликты, санкции и террористы. Женщина и ее место в современном мире  — вот насущная проблема кинематографистов на Западе.

К сожалению, лента получилась вялой и плоской. Тема запретной любви, пусть даже и в строгой еврейской общине, не нова и не вызывает какого-то эмоционального всплеска. Конечно, это страшно, жить чужой жизнью, подавляя собственную личность и желания, но смешение тем запретной однополой любви и тоталитарной общины только утяжеляют повествование и не вызывают сочувствия к героиням на духовном уровне. Сердце не трогает, лишь разумом ты понимаешь всю тяжесть бытия Эсти.

Текст: Наталья Тимонина