AmFest 2018: рецензия на фильм «Кто в пятницу родился»: бей или беги!

Всем давно известно, что фестивальное кино раскрывает актёров в новом амплуа, даёт возможность реализовать самые смелые искания в профессии и предоставляет благодатную почву для раскрытия потенциала. Наш герой сегодня — Тай Шеридан (фильмы “Мад”, “Джо”,” Люди Икс. Апокалипсис”, “Первому игроку приготовиться”). История о неблагополучном юноши из детского дома, тяжёлом пути взросления и безысходности представлена в рамках 13-го фестиваля американского кино — AmFest 2018.

Главному герою фильма “Кто в пятницу родился” исполняется восемнадцать. Но в отличие от тех, кто покинет семью и окунется в новую жизнь где-нибудь в колледже, Ричи (Тай Шеридан), рос в системе патронатного воспитания и опеки. И теперь ему предстоит войти во взрослую жизнь со всем набором взрослых проблем, помноженных на отсутствие поддержки. Снять жилье, притащить матрас, найти работу на стройке, попытаться не потерять работу, попытаться не потерять жилье. И так непростые задачи, так еще на скользкую дорожку толкает новый знакомый, сыгранный Калебом Лэндри Джонсом (“Прочь”, “Три билборда на границе Эббинга, Миссури”, “Твин Пикс”). У этого парня на лице написано, что он приносит проблемы.

undefined

Кадр из фильма «Кто в пятницу родился»

Медитативная история о безнадёжности судьбы и в итоге прощении и внутреннем смирении и покое.

Режиссер А. Дж. Эдвард неспроста выбрал Тая Шеридана на эту роль. Его потерянное лицо, некая отрешенность и внезапно затравленный острый взгляд, дают зрителю то напряжение, которое обязательно взорвётся в финале, обнажая горькую правду. Социальное неравенство, гонка (а фильм все время, как и персонаж, бежит), замкнутый круг безденежья и попытки выжить.

Все это снято необычайно поэтично. Серая романтика. Старые заброшенные дома, заводы, отели, бесконечные коридоры, где перемещается герой. Геометрия построек и постоянно замкнутые помещения, как тупик для Ричи. Его одиночество очень рознится с одиночеством второй героини Джоан (Имоджен Путс). Если та говорит откровенно о нем, то Ричи все держит в себе. По сути вновь американский кинематограф заостряет тему брошенных детей. Их социальную неадаптированность. Они племя изгоев. Их внутренняя боль и агрессия рано или поздно вырвется наружу.

undefined

Кадр из фильма «Кто в пятницу родился»

В этом повествовании очень необычная роль Калеба Лендри Джонса (Свем). Он появляется ниоткуда и все время исчезает. С ним Ричи совершает преступления и не в силах противостоять. В какой-то момент их тандем сливается в одно целое, и уже задумываешься, невымышленный ли это персонаж? Может, это вторая сущность Ричи? Его тёмная сторона?

Парящая, невесомая камера. Постоянная дорога, солнце как символ надежды и вода — очищение. “Рождённые в пятницу” — если перефразировать, это “дети понедельника”. Неудачники по воле судьбы и обстоятельств, пытающиеся найти свое место в мире и дом. В фильме много отсылок к религии. Ангел на надгробии скорбит о жертвах, уличный проповедник агитирует беспризорников и бездомных.

undefined

Кадр из фильма «Кто в пятницу родился»

“Я проклинаю тебя и молюсь за тебя. Я желаю нам покоя”, — говорит Джоан в конце фильма. И это словно отпущение всех грехов.

Музыка добавляет мистический налёт происходящему, а внезапные интервью других подростков превращают кино в документальную хронику. Хоть и в титрах будет написано, что все персонажи вымышлены, ощущение реальности зрителя не отпускает. Вечные вопросы, боль за героев и новый взгляд на проблему. Её надо решать, говорить о ней вот таким сложным, может, киноязыком, но не молчать.

Текст: Анастасия Белякова