AmFest 2018: рецензия на фильм «Дикая жизнь»

Осень в Петербурге богата кинособытиями. Открытие фестиваля “AmFest” не исключение. Для первого дня работы фестиваля был выбран дебютный фильм известного актёра Пола Дано —  “Дикая жизнь”, где он выступил в роли режиссёра и принимал участие в написании сценария совместно с Зои Казан. В основе фильма лежит одноименный роман американского прозаика Ричарда Форда, а премьера фильма состоялась на кинофестивале “Санденс” в 2018 году, а также лента была показана в Каннах.

Фильм о том, как рушатся отношения семьи Бринсон на фоне бушующих пожаров в Монтане 1950-х годов. Джин (Кэри Маллиган) и Джерри (Джейк Джилленхол) поженились давно, у них есть четырнадцатилетний сын Джо, они часто переезжают и относительно недавно остановились в небольшом городке в Монтане. Джин стала домохозяйкой, а Джерри работает в гольф-клубе. Тихий и стеснительный Джо, их сын (Эд Оксенбульд), в отличие от сверстников, не любит футбол, общается в школе только с одной девочкой, ему и не очень-то нужны друзья. Джо живёт в своём идеальном мире, где ведущая роль — у матери, он не “знает жизни”, на этом режиссер постоянно акцентирует внимание . Он абсолютно не зрел в свои 14. Но однажды отец лишится работы,  уедет, а мать решит начать новую жизнь.

http://cultofcinema.com.jpg

Кадр из фильма «Дикая жизнь»

История одной семьи с точки зрения сына, где даже первые кадры уже сняты с позиции его роста. Словно оператор моментально даёт подсказку зрителю, кто является рассказчиком этой драмы. Камера замирает на крупных планах артистов, а когда  отдаляется от них, мы видим настолько пустые и унылые пейзажи, что даже природа кричит о безысходности героев.  Муж ищет “возможности”, играя в гольф во дворе дома на фоне сохнущего белья на веревке — его тоска по другой жизни остро очевидна. Он чурается простой работы, якобы ведёт переговоры, а все безрезультатно. Он  “завис” в этом своём быте, но ему так удобно и проще сбежать от ситуации. Даже когда жена обвиняет его в этом, то все равно результата никакого.

Кэри Маллиган, Джин, бесподобна, по  слухам ей пророчат «Оскар» за эту роль. Надлом женщины она играет так, словно это “лебединая песня”. Ее откровенность с сыном даже пугает, но при раскрытии роли становится понятно, что она сама жертва жестокого воспитания родителей. Суровая жизнь не уничтожила в ней любовь и нежность, и она строга, но трепетно относится к сыну. Но подросток не способен дать ей совет. Она просит об этом, кричит можно сказать о помощи, но..

http://cultofcinema.com.jpg

Кадр из фильма «Дикая жизнь»

Огонь. С помощь него режиссер ловко играет с динамикой и нагнетанием драмы. Всего одна сцена путешествия к горящему лесу даёт понять, что отношения будут уничтожены. Словно нарастающая стихия поглотит  героев — точки возврата ждать бессмысленно. Поскольку мы видим все события глазами Джо, переживания его очень остро передаются. Подростковый максимализм у него отсутствует, его попытки исправить ситуацию слабые, и хочется волевого мужского решения, но ребёнок не научен этому, и финал может быть только таким.

Кино настолько многослойно, что постоянно вспоминаешь разные моменты. То яркий образ героини, когда она начинает работать. Вернувшаяся молодость и ощущение себя женщиной. То страх в глазах Джо на званном ужине. То мистер  Миллер, трансформирующийся из почти психоаналитика в похотливого самца. Цитаты о богатстве и невежестве. Срыв Джерри и поджог как попытка отомстить за свою поломанную жизнь — “А было бы, что ломать ” (цитата из фильма). И непреодолимое чувство тоски на последних кадрах. После просмотра не хочется уходить на титрах. Вы, возможно, будете плохо спать, так как диалог, в который вас вовлечет режиссер будет продолжаться внутри вас. Зрители, у которых есть дети, задумайтесь над способами воспитания и правильного взросления чад. Ведь слезами горю не поможешь, и как сказала героиня Кэри Маллиган: «Кого-то из нас унесёт вода, но некоторые сумеют выплыть”.

Счастливого нам плавания, мудрости и любви. Не пропустите эту кинематографическую притчу.

В кинотеатрах — с 18 октября.

Текст: Анастасия Белякова