Имена: Стэнли Кубрик — 90 лет мастеру

Ровно 90 лет назад на свет появился гений мирового кино — Стэнли Кубрик, выдающийся американский режиссер и продюсер, ставший одним из легендарных западных кинематографистов второй половины ХХ века.

Кубрик родился в Бронксе, рабочем пригороде Нью-Йорка, 26 июля 1928 года в еврейской семье выходцев из Австро-Венгрии. Школа не принесла радости мальчику, позже он уверял, что и научить его ничему не смогла. В перерывах между зубрежкой неинтересных дисциплин, а то и вместо нее, юный Стэнли предавался увлечению шахматами, вовремя подаренными отцом. Любовь к игре осталась с ним до конца жизни.

В 1945, в неполные семнадцать, юноша оставил школу и дальнейшие образовательные перспективы. Возвратившиеся с войны солдаты старались  вновь влиться в мирную жизнь и обеспечили высокий конкурс в колледжи. Последующий опыт обучения на вечерних курсах тоже был скоротечным. Отсутствие диплома компенсировалось творческим поиском — игрой на барабанах в джазе, но больше успешной работой независимым фотографом.

cultofcinema.com

Стэнли Кубрик с сестрой

Свою первую фотокамеру Кубрик также получил в подарок от прозорливого отца. Не самый уникальный подарок для тринадцатилетнего ребенка сороковых годов, но результат этого мы наблюдаем с придыханием уже больше полувека: взгляд творца, не исполнителя, способный воссоздавать шокирующие, но не лишенные изящной точности художественные образы. В его немногочисленных и долго готовящихся фильмах всегда были оригинальные темы на грани общественной морали и главный герой-аутсайдер, находящийся за гранью добра и зла или прямо между ними.

Как с каждым гением, работать с Кубриком было сложно. Он бескомпромиссный и подчиняющий себе все режиссер, способный сделать киношедевр с послевкусием обиды оператора из-за самостоятельных тайных пейзажных съемок. Даже в первом крупном оскароносном фильме «Спартак» (1960), куда его пригласили в качестве марионетки для воплощения в  жизнь неуёмной энергии Кирка Дугласа вместо незадачливого предыдущего режиссера уже после начала съемок, Кубрик умело повел рокировку, взяв бразды правления в свои руки. Он снял качественную эпопею о легендарном восстании римских рабов. Успех фильма был ошеломляющим, но Дуглас-продюсер имел повод для недовольства, ведь фильм получился не «его».

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/50335/pub_5b28d743bda12c00a88d218d_5b28d771a052b200a9a58b6f/scale_600

Съемки фильма «Сияние»

Стэнли Кубрик снимал экранизации, иногда приглашая на роль сценаристов самих писателей. Так было и с «Лолитой» (1962), сценарий к которой написал сам Владимир Набоков, он же настаивал на личном знакомстве с актерами и даже выбрал Сью Лайон на роль главной героини. Авторский сценарий был сокращен почти в 6 раз и кардинально переработан Кубриком. Впоследствии режиссер пытался обойтись без сценаристов, но это успехом не увенчалось. Прокатчикам и переводчикам Кубрик также не давал расслабляться и внимательно следил за адаптацией его фильмов за рубежом. Так в «Сиянии» (1980) он сделал несколько версий переводов, подыскивая в различных языках удачные аналоги единственной фразы, составляющей содержание книги главного героя Джека Торренса. В некоторых странах его фильмы показаны только с субтитрами. В России это «Заводной апельсин» (1971, по роману Э. Бёрджесса) и «С широко закрытыми глазами» (1999).

Кубрик самостоятелен даже в производстве фильма в целом, свои первые фильмы он создал в тандеме с продюсером и близким другом с Джеймсом Б. Харрисом, работать с которым Кубрик начал еще во времена  «Убийства» (1956) – фильме, возродившем на десятилетие забытый жанр нуара.

https://thefilmstage.com/wp-content/uploads/2013/11/eyes_wide_shut_2-620x354.png

На съемках фильма «С широко закрытыми глазами»

Злые языки утверждали, что Кубрик не ценил людей, возможно, так говорят о каждой не признающем авторитетов личности, но с теми, с кем ему работалось легко, он продолжал создавать хорошее кино. Питер Селлерс сыграл в «Лолите» роль Клэра Куильти. Этот ключевой персонаж стараниями самого Селлеса и Кубрика добавил к основному конфликту напряжение двух соперничающих мужчин. В фильме Селлерс сыграл еще 2 эпизодические роли, сделав их символичными. Он и в сатирическом «Докторе Стрейнджлаве, или как я перестал бояться и полюбил бомбу» (1964) сыграл трёх разных персонажей, среди которых сам Стрейнджлав и президент США. В начале карьеры режиссеру помогали жены: первая супруга, Тоба Этта Метц, – с диалогами в фильме «Страх и желание», 1953 года. Вторая, Рут Соботка, снялась в «Поцелуе убийцы» (1955). Третья жена, оставшаяся с ним до конца жизни,  Кристиана, играла в «Тропах славы», а также в эпизоде его последней картины. Помимо жен, дочери и падчерица снимались в камео в «Космической Одиссее 2001» (1968), «Сиянии» и других.


Читайте также: «Перевыпуск фильма Стэнли Кубрика — «2001 год: космическая одиссея»


Фильмы Кубрика при  жизни становились культовыми, после его смерти – стали классикой. Режиссер и сам поощрял такое мифотворчество, помещая в кадр отсылки к другим своим лентам, любил цитировать себя и заставлял образы по-новому звучать за счет гармонии классической музыки и характерной для него немногословности.

Умер Кубрик в 1999 году в Англии, куда перебрался после съемок «Лолиты», но продолжал делать американское кино. Смерть наступила через несколько дней после завершения монтажа последней картины-откровения о тайной страсти  — «Широко закрытыми глазами». Он сказал все.

Текст: Ксения Широких