52-й фестиваль японского кино: рецензия на фильм «Лу за стеной»

В рамках фестиваля японского кино показ некоторых фильмов производится с дополнительным звуковым усилением. Просмотровый зал оборудован акустическими системами, которые составляют формат «бакуон» (в переводе с японского – «взрывной звук»). Полнометражный мультфильм Масааки Юасы – один из таких фильмов. Волна мощного, яркого, порой даже чересчур кристального звука накрывает зрителей, а на экране не менее ярким и безумным образом рассказывается история о школьнике и русалке.

Кай – обычный паренек в маленьком рыбацком городке. Он живет с отцом и дедом, у которых небольшой бизнес по производству зонтиков. Когда-то это была музыкальная семья, но после некоторых печальных событий, здесь больше никто не играет и не поет. Пока однажды главный герой не начинает импровизировать с микрофоном и небольшим синтезатором. Его ролик тут же набирает популярность в интернете, и  Кая приглашают в свою группу его же одноклассники. Подкупает его то, что репетиции проходят на русалочьем острове – заброшенном месте, куда сейчас жителям города ход запрещен. Дело в том, что по городу ходит легенда о русалках, которые водились в этих водах и похищали людей. Сначала герой интересуется легендой, а когда на звуки его музыки приплывает настоящая русалка Лу, он начинает понимать, что не все в этих рассказах правда.

Кадр из мультфильма «Лу за стеной»

Тот, кто хоть немного знаком с японским аниме, знает, что в этом жанре создатели позволяют фантазии разгуляться так, как нигде больше. Более диковинных и удивительных сюжетов вы мало где найдете. Хотя, пожалуй, сюжет здесь довольно прост, вот его воплощение – другое дело. Дьявол, как говорится, кроется в деталях.

В качестве главного героя режиссер берет вполне стереотипную фигуру трудного подростка. Старшие классы школы, нужно определяться с дальнейшим обучением, будущее не определено, а тут еще в семье не все ладится. Музыка становится для Кая отдушиной, хоть и не находит поощрения у отца и деда. А запрет подходить близко к морю только подстегивает любопытство. Внезапные друзья пытаются втянуть его в дружный коллектив, но герой чувствует себя одиночкой, не таким как все. И настоящим открытием для него становится знакомство и дружба с Лу, той самой русалкой, о которой судачит весь город, но которую никогда толком не видел. Неожиданная дружба двух одиночек – что может быть более предсказуемым? Но вот то, что происходит дальше, не вписывается уже ни в какие каноны.

Кадр из мультфильма «Лу за стеной»

Вторая половина фильма проходит сумбурно, наваливая в одну кучу все больше новых событий и героев. Под конец уже непросто отследить главную сюжетную линию. Решения и поступки героев не всегда понятны и очевидны, а визуальный калейдоскоп только усложняет понимание происходящего. И не будем забывать о сильнейшем звуковом сопровождении, которое буквально вдавливает зрителя в кресло. Мультфильм, в котором много музыки и песен, становится настоящим испытанием для менее подготовленных ушей. В конце концов фильм оставляет после себя впечатление яркой вспышки, действительно «взрыва», которую обещает особый формат. А также довольно много вопросов к сюжету. Или даже не вопросов, а недоумения.

Японская культура, как известно, хоть и подражает западной, но все же достаточно сильно отличается от нее. Поэтому и у российского зрителя могут возникнуть сложности с восприятием. Аудиовизуальный поток перенасыщен информацией, быстрый монтаж, необычная рисовка и буйная фантазия сценаристов, громкий звук и пестрая цветовая палитра – все это напоминает безумный карнавал. Быть может, японский зритель, выросший в другой медийной среде, уже привык к таким проявлениям. Но западного зрителя, в том числе и нас, такое зрелище как минимум приведет в некоторое замешательство.

undefined

Кадр из мультфильма «Лу за стеной»

И несмотря на непривычный глазу формат, история об этой необычной парочке – школьнике и русалке – оставляет ощущение доброй и милой сказки. Да, не без странностей. Но финал будет понятен всем, потому что, как ни крути, общечеловеческие ценности никто не отменял.

Текст: Александра Канапина