«Я, Дэниэл Блэйк»: еще одна социальная драма

Социальная драма, «Я, Дэниэл Блэйк» британского режиссера, Кена Лоуча, вошедшая в основной конкурс МКФ в Каннах в этом году, оставила меня, если честно, в глубоком разочаровании и легком возмущении. Картина 80-летнего режиссера получила главную награду, пожалуй, самого престижного кинофестиваля в мире. Хотя в этом году, как признают многие критики, были работы и посильнее, чем эта. Но любит жюри этого смотра жанр «социальная драма», как ни крути. Кен Лоуч получил «Золотую пальмовую ветвь» во второй раз: в 2006-м году он быд удостоен этой награды за драму «Ветер, который качает вереск», повествующую о гражданской войне в Ирландии в начале 20-го века.

Кадр из фильма «Я, Дэниэл Блэйк»

Лента «Я, Дэниэл Блэйк», как уже понятно из названия, повествует о простом британском рабочем — Дэниэле Блэйке, который вынужден жить на государственные выплаты. Изначально герой получал медицинское пособие, которое было ему назначено после сердечного приступа, — врач запретил ему работать некоторое время. Однако мистер Блэйк получил отказ в продлении этого пособия, но запрет врача на работу остался в силе. Единственным выходом главного героя стала подача заявления на выплаты по безработице. Однако тут, как вы уже догадались, все не просто: государство не станет платить деньги просто так — нужно пройти ряд бюрократических проволочек, в ходе которых Дэниэл знакомится с молодой Кэти, совсем недавно переехавшей в Нью-Касл и в одиночку воспитывающей  двух детей-школьников. Кэти, как и Дэниэл, пытается получить пособие по безработице, т. к. не может найти работу в новом городе. Поскольку девушка опоздала на собеседование из-за того, что заблудилась, против нее были введены некие санкции, и срок рассмотрения ее заявления увеличился. Горе, как говорится, сближает, и герои решают объединиться в войне с государственной системой.

Кадр из фильма «Я, Дэниэл Блэйк»

История не нова нисколько. И, если честно, я так и не поняла позицию самого режиссера. Нам в глаза бросается государство-монстр с его чудищами — служителями комиссий по выдачам пособий. Мол, они — истинные посланники Сатаны, черствые, жестокие люди, которые не могут войти в положение несчастного пенсионера, который не может даже заполнить заявление, т. к. все нужно делать он-лайн, а герой никогда в жизни не работал с компьютером, а также не могут они посочувствовать и бедной девушке. Но простите, причем тут они? К ним ежедневно приходят сотни, если не тысячи таких, как Кэти и Дэниэл. В чем их вина, что главный герой за несколько десятков лет существования компьютера, так его и не освоил, тем более в прогрессивной Европе? Я бы еще поняла, если бы действия происходили в нашей стране, но для Англии — это странновато. Но люди бывают разными. А как на самом деле борются герои за выживание? Увы, никак: один распродает все свое имущество, а другая становится проституткой. Классическое киноклише. А ведь у них у обоих были все шансы найти работу, пусть не официальную, но все же порядочную. Но, конечно, проще пойти по пути, показанному в фильме.

Кадр из фильма «Я, Дэниэл Блэйк»

С одной стороны, в каких-то моментах, действительно, жалко героев. Нужно отдать должное создателям фильма, что несмотря на то, что практически все госслужащие показаны бессердечными людьми, за исключением только одной сотрудницы, лента, кроме безрезультатного противостояния человека и системы, все же полна теплых человеческих отношений и любви. Да, Кэти стала проституткой, но только ради того, чтобы прокормить своих детей, которых она безумно любит и которым желает лучшей жизни, не такой, как у нее. Но вот скажут ли ей в будущем спасибо ее сын и дочь, когда узнают, каким способом их мать зарабатывала деньги, — неизвестно. Любовь Дэниэла к умершей жене и та теплота, с которой он относится к Кэти и ее детям, трогают. И даже непутевые соседи, мусорящие возле квартиры главного героя и спекулирующие кроссовками, все же поддержали своего соседа и помогли ему, как могли.

Кадр из фильма «Я, Дэниэл Блэйк»

Конечно, люди разные, и каждый по-своему справляется с проблемами. Кто-то борется до конца, не опуская рук, а кто-то выбирает путь наименьшего сопротивления, как это сделали Кэти и Дэниэл. Конечно, проще бороться с таким врагом, как государство или людьми вокруг тебя, нежели с собственными совестью и слабохарактерностью. Стандартная, предсказуемая развязка, рассчитанная на то, что мы скажем: «Вот до чего довела эта проклятая бюрократия». Но нет, лично я так не скажу, ибо все в нашей жизни зависит от нас самих, все в наших руках и является следствием нашего собственного выбора, который есть у нас всегда и даже тогда, цитирую Харви Спектра, «когда к твоей голове приставлен пистолет». Поэтому манифест, «Я, Дэниэл Блэйк», оцениваю на троечку.

Драма «Я, Дэниэл Блэйк»  в кино с 27 октября 2016 года. Документальную ленту про Кена Лоуча  смотрите 5 ноября в 19.00 в кинотеатре «Аврора» в рамках «Фестиваля нового британского кино».

Текст: Наталья Тимонина