Рецензия на фильм «Фокстрот»: философская головоломка Самуэля Маоза

Трагикомедия израильского режиссера, Самуэля Маоз, «Фокстрот», вошла в Основной конкурс Венецианского МКФ в прошлом году, где получила сразу три награды: «Гран-при жюри», Приз всемирной католической ассоциации по коммуникациям — особое упоминание и премию «Arca Cinemagiovani Award» за лучший фильм по версии молодёжного жюри. Также лента вошла в лонг-лист Американской киноакадемии и была представлена на многих международных фестивалях, от Торонто до Роттердама.

Однажды в дорогой квартире успешного архитектора, Михаэля Фельдмана, и его жены, Дафны, раздается стук, в одночасье изменивший жизнь супругов. Представители израильской армии принесли им весть о том, что их сын, девятнадцатилетний Йонатан, погиб при исполнении обязанностей. Все приготовления похорон Армия берет на себя, и супругам не придется ни о чем беспокоиться. Ни о чем, кроме того, как им жить дальше, без любимого отпрыска.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/10834/18358.jpg

Кадр из фильма «Фокстрот»

Лента Маозо состоит из трех частей, которые условно можно назвать «Часть 1. Отец», «Часть 2. Сын» и «Часть 3. Мать». Каждые составные фильма, а вместе с ними и их герои, отражают реалии современного Израиля в общем, и быт и взаимоотношения  отдельно взятой семьи, в частности.

Часть 1. Отец.

Глава семьи, Михаэль Фельдман, представляется зрителю как человек сильный, сдержанный, скрывающий эмоции внутри. А еще он очень властный и жестокий человек, который может сделать жизнь близких ему людей невыносимой, если что-то будет не так, как он того хочет. Если жена  и дети (у героев еще есть младшая дочь) как-то справляются с его характером, то несчастный пес Макс вынужден терпеть на себе все «эмоции» Михаэля, которые изредка, но выходят наружу в виде побоев.

Весть о смерти сына рушит идеальный, четко вымеренный мир главного героя. Стильная просторная квартира архитектора превращается для него в клетку, в которой он мечется словно раненный зверь. Эпизод в ванной, где Михаэль пытается спрятаться от внешнего мира и остаться наедине со своей болью, отчетливо показывает этот факт. Съемка сверху дает ощущение того, что героя вот-вот прижмет к полу его собственное горе.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/10834/18357.jpg

Кадр из фильма «Фокстрот»

С другой стороны, имея такое окружение, как у Михаэля, сложно не потерять самообладание. Мать, находящаяся в доме престарелых и практически ничего не помнящая. Брат, который любое мероприятие, даже похороны, готов превратить во что-то грандиозное, лишь бы все заметили его. Но не только он один. Представитель армии, который занимается приготовлением похорон Йонатана, также хочется сделать шоу из этой трагедии.

Вообще тема израильской армии отдельно звучит в фильме «Фокстрот». С первых кадров, когда героям сообщают о гибели их сына. У военных все четко, методично, структурировано вплоть до того,  во сколько нужно выпить стакан воды. Собственно, эти напоминания о том, что нужно выпить воду являются спасительными для героя, который с каждой минутой все сильнее погружается в тихое отчаяние. В кадре все чаще появляется загадочная графическая картина на стене в квартире Фельдманов, состоящая из множества квадратов, расположенных в разных направлениях, из которых в итоге складывается огромный черный квадрат, занимающий центральное место в композиции. Это квадрат словно зияющая дыра в сердце Михаэля. Неотвратимая бездна горя и отчаяния, которая вот-вот поглотит героя. Но именно в этот момент в его жизнь еще и врывается фокстрот — простой танец, движения которого идут по квадрату и каждый раз возвращаются в исходную позицию.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/10834/18359.jpg

Кадр из фильма «Фокстрот»

Часть 2. Сын

В то время, как отец Йонатана готовится к похоронам, его сын на самом деле несет службу на границе, ничего не подозревая о случившимся. Он коротает время в этой Богом забытой пустыне вместе с еще такими же тремя парнями. Вся их служба заключается в том, чтобы время от времени  открывать шлагбаум то для верблюда, который сыграет не последнюю роль в этом повествовании, то для супругов, спешащих на праздник, то для арабской шумной компании молодежи. Иногда солдаты беспрепятственно пропускают людей, иногда шутят и даже издеваются над ними в легкой форме. Но все это для того, чтобы хоть как-то развлечь себя и не сойти с ума от скуки. С кем сражаются эти ребятами? От кого они стерегут границы и рубежи родной страны? Даже верблюд кажется свободнее этих военных. Еще одним развлечением и даже задачей для солдат служит определение крена вагончика, в котором они живут. Каждый вечер, вернувшись со службы, они катают консервную банку и засекают за сколько она достигнет противоположной стены. Если время движения банки уменьшается — значит, что их «дом» кренится. Тут мы снова видим сломанный горизонт и наклонные линии в виде накренившегося вагончика. Причем эти линии стремительно идут вниз, что будто говорит нам о том, что нет никакой перспективы у этих персонажей — дальше будет только хуже.

Но кто эти ребята? Вчерашние студенты, на уме у которых комиксы, компьютерные игры и красотки? Автомат они в какой-то момент начинают воспринимать как девушку, а свой позывной — «Фокстрот» — как танец. И вот неожиданно в кадре громко  звучит музыка, и солдат начинает неистово танцевать. Но в этом фильме особое место Маозо отводит случаю и случайностям. Так однажды поздним вечером Фельдман-младший с товарищем делают неправильный вывод, который приводит к трагедии, которую, однако, израильские военачальники скрывают, в буквальном смысле похоронив в пустыне. Начищенные до блеска ботинки старшины сопоставляются с полными грязи сапогами солдат, которые не понимают «кухни» войны и политики. Кому вообще нужны эти военные конфликты? Уж точно не этим ребятам.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/10834/18380.jpg

Кадр из фильма «Фокстрот»

Часть 3. Мать

В третьей части действие вновь переносится в квартиру Фельдманов, но на этот раз ключевой фигурой становится Дафна. Мы видим, что между супругами произошла серьезная размолвка. Постепенно  нам становится ясно, что случилось. Трагедия все же вошла в этот дом, и виной всему несчастный случай. Если в начале фильма Дафна  слышит новости о смерти сына сквозь туман, находясь под действием успокоительного, то теперь она вынуждена лицом к лицу столкнуться с горем и обезумевшим от несчастья мужем. Некогда роскошная квартира обросла мусором и хламом. Неизменно лишь висит картина с огромным черным квадратом, олицетворяющим пустоту, теперь уже поселившуюся в сердце женщины. Однако, несмотря на боль, на этот раз герои все же справляются с трагедией. Смерть сына, некогда разъединившая их, теперь, возможно, вновь сблизит. Намеком на это служит все тот же фокстрот в исполнении Михаэля и звучащие слова о том, что «где бы ты ни начал, ты всегда возвращаешься в начало». Собственно, именно в заключительной части фильма Маозо  срывает маски со своих персонажей, особенно с главы семейства, переводя рассказ из драмы в анимационный графический роман.

Когда режиссеру было 20 лет, он служил в армии. Шла первая Ливанская война. Молодой Маозо в первый день войны по приказу начальства произвел выстрел из своего танка по машине, которая приближалась к ним. Этот момент он считает переломным в своей жизни. Возможно, именно эти события отчасти легли в основу «Фокстрота». На Родине постановщика многие высказались с резкой критикой картины, особенно министр культуры  спорта. Для Израиля Армия в почете и пользуется огромным авторитетом, а  Маозо показывает военную службу и военных  с неприглядной стороны.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/10834/18382.jpg

Кадр из фильма «Фокстрот»

В 2009 году  дебютная драма  Маоза, «Ливан»,  получила «Золотого льва» в Венеции. «Фокстрот» — его второй полнометражный его фильм. В целом лента рассказывает про семью и семейные отношения, случайности и закономерности, преступление и наказание, боль и утрату, новые возможности и бессмысленность войны. Медленное повествование, возможно, будет не всем понятно. Но данная картина относится к тому типу фильмов, разгадка смысла которой скрыта в самом конце, когда  фраза или эпизод в финале расставляет все по своим местам, складывая воедино все детали философского паззла.

В кино — с 7 июня 2018 года. 18+

Текст: Наталья Тимонина