Рецензия на фильм «Нос, или заговор не таких»

Уже сегодня, 11 марта 2021 года, петербургский зритель сможет увидеть необычную картину – мультипликационный шедевр Андрея Хржановского «Нос, или заговор «не таких». Вероятно, его главное произведение. Шутка ли, десятилетний художественный подвиг команды мультипликаторов, посвященный, по их словам, «пионерам, новаторам в науке и искусстве».

Фабула фильма основана на одноименной «Петербургской повести» Николая Васильевича Гоголя, записанного режиссёром в соавторы, и опере Дмитрия Шостаковича двадцатых годов. На сцене замысел Гоголя должен был воплотить Всеволод Мейерхольд, уже ставивший «Ревизора», однако «Нос» отдали в Ленинград. Оперу показали несколько раз, но под давлением общественности убрали из репертуара вплоть до начала семидесятых.

Идея картины о непростой художественной истории гоголевского образа пришла к Андрею Хржановскому в конце шестидесятых. Шостакович, впечатлившийся одной из киноработ молодого режиссёра, подписал ему открытку с разрешением экранизации оперы. Позже сын композитора подтвердил согласие на съемки, но предложил включить в сценарий еще и «Антиформалистический раёк» – сатиру на искусствоведов сталинской эпохи.

Кадр из фильмов «Нос или заговор не таких»

«Нос» – это три сцены, которые Хржановский назвал «Снами». Уже в самом слове пытливый зритель угадывает анаграмму названия. Зритель же интеллигентный уловит связь с русским культурным кодом: феномен сна характерен для русской литературы. Во сне герои представляют идеальный мир, показывают себя настоящими или видят последствия своих поступков. В «снах» Хржановского раскрывается трагедия главных героев: Гоголя, Булгакова, Мейерхольда и связавшего всех воедино музыкального гения Шостаковича – превращая кинокартину, пожалуй, в самый откровенный разговор о судьбе и смелости «не таких».

Андрей Хржановский и сценарист Юрий Арабов начали историю со времени русского авангарда, абсолютно органично поселив в его эпоху самого Гоголя. Приём не редкий: классик наблюдает за постановкой собственного произведения в будущем. Чему удивляться? Гоголь – мастер абсурда, отец гротеска, но, когда Нос майора Ковалёва в чине тайного советника садится в «шестисотый» мерседес в окружении телохранителей в штатском, понимаешь, что мать абсурда – сама действительность.

Кадр из фильмов «Нос или заговор не таких»

Смешалось все: девятнадцатый век с двадцать первым, обыденность с фантастикой, от чего все стало восприниматься еще реалистичнее, чем «Петербургские повести». Многослойность и многогранность мультипликации, смешанная техника: перекладка, рисованная анимация, дагеротипы, документальная хроника, множество реминисценций из русской и зарубежной живописи, ожившее «Сватовство майора»  – залихватский коллаж судеб, историй, анекдотов. Все переворачивается с ног на голову страшное становится смешным, а смешное – трагичным. Из такого круговорота рождается русский авангард, чтобы через несколько лет быть раздавленным сапогом тирана.

Впечатление завершает музыка. «Сумбур», «фальшь»  на языке сталинских подхалимов, удивительная полифония Шостаковича становится не только настроением, но и действующим лицом, сходя с театральных подмостков в пространство города.

Кадр из фильмов «Нос или заговор не таких»

О чем картина? — О памяти. Это честное впечатление о русской истории, состоящее не из архивных документов, а из анекдотов, устных рассказов, шутовской театральности и подлинной трагедии народа. Гротескные, бутафорские картины поселяются в сердце зрителя, вьют в нем гнездо и остаются навсегда, как все правдивые чувства.

В прошлом году «Нос» получил Приз жюри на главном мировом фестивале анимации Анси. Надеемся, что и петербургский зритель оценит работу восьмидесяти однолетнего режиссёра по достоинству.

В кино с 11 марта 2021 г. 16+

Текст: Ксения Широких