Рецензия: «Большой» Валерия Тодоровского

Фильмов, посвященных танцам, с каждым годом становится все больше и больше. Однако картин про балет тем не менее очень мало. Безусловно, на ум первым делом приходит триумфальная (и, пожалуй, самая яркая художественная лента об этом виде танца) работа Даррена Аранофски«Черный лебедь». Поэтому фильм Валерия Тодоровского, «Большой», будут непременно сравнивать именно с ней. Что, если честно, зря, ведь голливудская картина выше российской как минимум на пять голов. Но обо всем по порядку.

В центре сюжета две юные балерины — Юлия Ольшанская и Карина Курникова. Первая девочка — родом из маленького городка Шахтинск. В балетную школу ее приводит бывшая звезда большого балета в исполнении Александра Домогарова. Он, как и принято всем звездам-неудачникам (по мнению большинства русских кинематографистов), топит свою грусть в алкоголе. Но однажды на вокзале бывший танцор встречает девчушку, которая развлекает народ своим красивым танцем, в то время как ее дружок «чистит» карманы «глазеющих». Увы, к счастью, ограбление не состоялось, и Юлю арестовали. Но герой Домогарова был настолько поражен ее талантом, что способствовал ее поступлению в одну из лучших балетных школ страны, и как оказалось, не зря — девушка стала лучшей ученицей. История ее соперницы, Карины, не такая кинематографическая: она из богатой семьи, и каких-либо трудностей у нее в жизни нет. Героиня также становится лучшей ученицей на курсе. Но танцевать главную женскую партию на выпускном спектакле на сцене «Большого театра» может лишь одна. Как вы думаете, кому она достанется?

Кадр из фильма «Большой»

О сюжете

Как признается режиссер, он снимал фильм не столько про балет, сколько про взросление, становление личности и целеустремленность. Однако, как ни пытались сценаристы сохранить интригу «неожиданными» ходами, им это не удалось. Лента просто наполнена стандартными, а порой и глупыми решениями. Чего стоит этот нелепый прыжок Ольшанской с одной крыши на другую, в то время, как она должна была блистать на главной сцене страны. После выпускного спектакля перед ней открылись бы двери театра, и она имела все шансы стать примой. Но почему-то героиня вместо того, чтобы танцевать главную партию на выпускном, неожиданно принимает предложение матери своей соперницы взять деньги, решить тем самым финансовые проблемы своей семьи, но при этом на корню зарубить свою карьеру, хотя несколькими минутами ранее Ольшанская рассуждает о том, как она сможет выбиться из нищеты, получив контракт с «Большим»… Даже сам эпизод, где Юля приходит в какую-то а-ля привокзальную билетную кассу, чтобы перевести эти деньги родным, снят так «убого», по-другому не сказать, увы. Героиня бросает пачки долларов кассиру. Я не знаю, где сейчас так просто можно перевести валюту.

Кадр из фильма «Большой»

Понятно, что не в этом заключается основная цель картины, но такие клише просто разрушают положительное впечатление. Подобных «штампированных» и нелепых моментов в  ленте просто избыток.  Стриптиз-клуб в родном городке Юле, ее нелепая встреча на скамейке с пьяной звездой мирового балета и ее кумиром, сама семья главной героини — одно большое жирное клише. Излишний пафос и гротеск ленты просто не оставляют ей шансов. Зачем нужно все так преувеличивать, искусственно раздувать масштабы бедствия? Почему каждый второй российский фильм наполнен этими примитивными элементами? Не сложилась карьера — значит герой спивается; провинциальный городок — значит все пьют в борделе или дешевом кафе; в общежитии живут только пьяницы и убогие (референс к картине Быкова «Дурак). Почему, когда смотришь «Левиафан» Звягинцева, ты понимаешь удручающую истину о том, что так все и есть, как это ни печально? Но почему после просмотра «Большого» остается такой горький осадок от всей этой фальши? И это касается всего в картине.

Спасибо режиссеру за то, что он отказался показывать изнанку балета с битым стеклом в пуантах. Но, возможно, именно отсутствие таких моментов лишили фильма духа соперничества. Здесь нет накала страстей, неистовой борьбы за право стать примой, одержимости танцем, как это показано у Аранофски. Здесь балерины дружат, на спор крутят фуэте, а потом с легкостью уступают первые партии друг другу. Это больше история о том, сможет ли провинциалка из бедной семьи покорить Москву. Этакая блеклая копия «Москвы слезам не верит», где заводской станок заменили на балетный.

Кадр из фильма «Большой»

Про балет

Несмотря на то, что обе главные роли исполнили профессиональные танцовщицы, это не придало картине реализма. Алиса Фрейндлих, которая, готовясь к роли преподавателя Белецкой, посещала Вагановское училище и следила за работой педагогов, смогла взять от них только их манеру оскорблять и принижать детей, называя всех ничтожествами и бездарностями. Такие учителя и, правда, есть, но неужели нельзя было уйти и от этого клише, как в случае со стеклом в пуантах? Фрейндлих лишь поверхностно воплотила образ учителя, ни на йоту не передав характер человека, всю жизнь посвятившего балету, — ни в походке, ни в осанке, ни в манере «преподавания». Признаюсь, в одной из сцен в балетном классе, где Белецкая в очередной раз заявляет своим ученицам, что они полные бездарности, некоторые девочки стоят с обвисшими руками, мимо которых «педагог» спокойно прошла ни один раз, у меня почти задергался глаз, ибо не может настоящий хореограф не обратить внимание на такие корявые руки. Вспоминаю, как поправляла меня мой педагог. Я говорю не о всей игре Алисы Бруновны, а лишь о тех моментах, что касаются балетного класса. Безусловно, актриса такого уровня — украшение этого фильма.

Кадр из фильма «Большой»

Валерий Тодоровский, режиссер: «Во-первых, надо было найти профессиональных балетных артистов, которые играли бы драматические роли. Потом – найти тех, кто сыграет героев в детстве, и сделать так, чтобы существовало хоть какое-то портретное сходство, и можно было поверить, что это та самая девочка, из которой выросла вот эта девушка. Искали везде, где могут в принципе быть такие люди: в Академии хореографии в Москве, в Хореографическом училище имени Вагановой в Петербурге и вообще где угодно. Ирина Третьякова, второй режиссер фильма, и Таня Талькова, кастинг-директор, объехали реально всю Россию. Мне кажется, они посетили каждый город, в котором есть хореографическое училище и театр, чтобы на пробы попали лучшие и чтобы добиться точного попадания. Объехать пришлось не только Россию – помимо Казани, Уфы, Перми, Воронежа, Новосибирска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Москвы, география поисков включала Вильнюс и Варшаву, где в конце концов и нашлась исполнительница главной роли. Маргарита Симонова работает в варшавском театре, который тоже называется «Большой», что само по себе забавно. Она русская из Вильнюса. Русские балетные танцуют сейчас везде».

Кадр из фильма «Большой»

Про взросление

Героини начинают свое профессиональное обучение с 10 лет и проводят в балетной школе 8 лет. Мы видим взросление персонажей, как они из маленьких «гадких утят» превращаются в лебедей. Конечно, вопрос первой любви, первого сексуального опыта и прочее  — логичен. Напряжение усиливается еще и от того, что девушки большую часть времени проводят в дали от дома, что лишает их разговоров «по душам» с мамами. Но, к сожалению, все проблемы взросления интимного характера поднимаются так нелепо. Наподобие той сцены в картине Михалкова «Утомленные солнцем 2», в которой герой просит героиню Нади Михалковой показать ему грудь, так как он вот-вот умрет, а ни разу не видел женских прелестей. Мысль о том, какие молодые люди погибали на войне, — ясна и вполне естественна, но ее подача так глупа, что трагизм просто сходит на нет. Странные разговоры героинь в душе о том, может ли порваться девственная плева от растяжек, высокопарные заявления Карины о том, что ее тело только для балета, случайный секс Юли с первым встречным… Все это кажется таким наигранным и совсем не к месту.

Кадр из фильма «Большой»

Единственный плюс фильма заключается в том, что в нем много балета. От танцевальных картин зритель ждет именно сцен с танцами, и Тодоровский вполне удовлетворяет это желание. Режиссер не разрушил то красивое представление о балете, что складывается у маленьких девочек, которые еще не знают, какой это адский труд. Пуанты, пачки, фуэте — весь сказочный мир этого волшебного танца передан с такой красотой и магией, что после просмотра фильма хочется встать к станку и начать бросать батманы.

Валерий Тодоровский, режиссер: «Название «Большой» пришло сразу, потому что это некий знак. Большой — это не просто балет и не просто классический балет, это русский балет. Если ты в любой точке земного шара произнесешь слово «Большой», все это знают и понимают, о чем речь идет. И надо было получить разрешение на использование этого названия. Для этого сначала надо было показать фильм руководству театра в том виде, когда уже можно понять, что за кино, потому что «Большой театр» – серьезный бренд. Но я встретил полное понимание со стороны директора театра, Владимира Георгиевича Урина. Я даже не могу привести список тех людей, которые мне помогли в Большом театре, потому их было так много, что я боюсь кого-то забыть. Я очень благодарен театру и людям, которые там работают, за помощь, консультации, возможность там снимать».

Стоит ли смотреть этот фильм — дело каждого. С кинематографической точки зрения, лента — слабая, но со зрительской, — все не так плохо. Есть над чем подумать, что унести, а это уже большой плюс.

Крутим фуэте в кино уже с 11 мая 2017 года.

Текст: Наталья Тимонина