Новое шведское кино: Рубен Эстлунд — смотрите легко, воспринимая глубоко

13 апреля 1974 года на острове Стюрсё в Гётеборгской коммуне (Швеция) в семье учителей родился симпатичный мальчик со стойким нордическим характером, богатым воображением и потрясающим талантом видеть наперед. Клас Олле Рубен Эстлунд сегодня известен миру как флагман современного шведского кинематографа, режиссер, который смело вскрывает, подробно изучает и остро предъявляет проблемы не только Скандинавии, но и Европы в целом.

В 1990-х юноша путешествовал по Северной Америке и Европе, а также занимался горнолыжным спортом в Альпах, где снял свои первые любительские фильмы. Предъявив эти работы на вступительных испытаниях, он стал студентом Школы фотографии и кино Гётеборгского университета, которую успешно окончил в 2001 году режиссером и сценаристом.

В 2002 году Рубен Эстлунд совместно с оператором Эриком Хеммендорффом основал компанию “Plattform Produktion”, которая продюсировала все его фильмы. Тогда же, в 2002-м, был официально провозглашен стандарт цифрового кинематографа DCI, на что Эстлунд живо отреагировал, став пионером этой перспективной технологии: первый шведским фильм в цифровом формате – его «Гитара-монголоид» (2004).

https://pbs.twimg.com/media/D7BauA5W0AAI1H8.jpg

Представленная на XXVI Московском международном кинофестивале «Гитара-монголоид» – это интерпретация личного опыта режиссера и роликов с YouTube, оформленная в виде рассказа о путешествии подростка по вымышленному Йотеборгу (так напоминающему родной город Рубена). Фильм был высоко оценен в мире кино, получил приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) и номинировался на Золотого Георгия.

Следующей профессиональной работой Эстлунда стала короткометражка «Автобиографическая сцена номер 6882» (2005) о рискованном прыжке молодого мужчины с моста, о границах инстинктов и разума, личного и социального.

В 2008 году трагическая комедия «Добровольно-принудительно», исследующая групповое поведение людей в пяти разных историях, стала прорывом для Эстлунда и всего нового шведского кинематографа. Картина была представлена в Каннах и получила множество положительных отзывов, несколько наград на международных кинофестивалях и даже была выдвинута Швецией на премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.

Кадр из фильма «Добровольно-принудительно»

В 2010 году Эстлунд вновь занялся коротким метром. На этот раз «Происшествие в банке» принесло своему создателю «Золотого медведя» за лучший короткометражный фильм и Гран-при на кинофестивале в Тампере. Фильм, снятый одним кадром, напоминает съемку с камеры наблюдения напротив банка, где тонко подмечено поведение людей в странной ситуации ограбления.

В 2011 году на Каннском кинофестивале прошла премьера третьего полнометражного фильма Эстлунда. «Игра» основана на реальных событиях о том, как в центре Гётеборга банда чернокожих подростков грабила шведских детей, используя тонкое психологическое запугивание и обман. Фильм был отмечен кинопремией Северного Совета в 2012 году, что в очередной раз доказало актуальность проблем иммигрантов и в целом воспитания детей.

Фильмов «Форс-мажор» (2014) и «Квадрат» (2017) хочется коснуться чуть подробнее – недаром они удостоились премий Каннского кинофестиваля, в том числе и «Золотой пальмовой ветви».

«Форс-мажор» дал режиссеру возможность вспомнить юность, а зрителю – насладиться красивыми картинами заснеженных гор и длинными планами лыжных спусков. Однако основная тема фильма – доверие: именно этот вопрос волнует героев, с разных ракурсов и под разными углами представляется режиссером. Доверять друг другу и себе самому – непростая задача для людей, закрытых в своих личных границах, моральных нормах и правилах. И если доверие теряется внутри семьи – это конец, который прекрасно чувствуют дети. Своего рода антагонистичный главной героине персонаж – женщина-мать, с согласия супруга ведущая свободный образ жизни. Напрашивается невольный вопрос: честна ли она сама с собой? Оптимистична заключительная сцена, где в борьбе с обстоятельствами люди начинают доверять друг другу, делиться друг с другом, нарушая известные им границы. Неумело, забавно, но они готовы объединяться, несмотря на социальные статусы и веками воспитанные убеждения.

Кадр из фильма «Форс-мажор»

Тему доверия, взаимопомощи и социального статуса подхватывает лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 2017 года — «Квадрат». Фильм яркими образами раскрывает противоречия животной человеческой природы и общественной морали. Скорей всего,  «Золотая пальмовая ветвь» досталась тогда Эстлунду не столько потому, что Рубен больше европеец, чем Звягинцев. Причина может крыться в том, что одинаковая в сущности проблематика нелюбви была затронута российским режиссером в рамках русской семьи, а шведский развернул границы до «толерантного и мультикультурного» Европейского союза.

Обрывочность и будничность повествования служат Рубену Эстлунду важным средством художественной выразительности, позволяющему по-молодежному доступно и по-взрослому серьезно говорить о вызовах современности, о неудовлетворительном, неудовлетворяющем, неудовлетворенном положении человека в цивилизованном обществе. В стремлении к преимущественной роли рассудка, четким социальным и личным границам люди словно запутались в сети противоречий, мешающих не столько проявить открыто, сколько услышать и понять собственную человеческую природу, отсылающую к дикому животному миру.

Фотоколл фильма «Квадрат» в Каннах

Смотреть фильмы Рубена Эстлунда нужно легко, но воспринимать вполне серьезно. В его ироничных, а порой даже саркастичных высказываниях нет стремления повергнуть человека в панику перед неизбежностью, уличить «цивилизованное» общество в ужасающих преступлениях, как, например, у Ларса Фон Триера. Лишены они и Бергмановской безысходности личной драмы на фоне внешнего неблагополучия. Кино Рубена Эстлунда выгодно (для нынешнего зрителя) отличается от сложных психологических изысканий Михаэля Ханеке, от личностно ориентированных историй «маленького человека» Роя Андерссона. Однако в повседневности банальных действий и десятков длинных диалогов Эстлунд раскрывает серьезные и глубокие вопросы. И это не только психология, история, экономика или политика. Это нечто новое, что стремительным потоком терабайтами вливается в нашу жизнь, и в чем Рубен Эстлунд талантливо маневрирует, чувствуя себя как рыба в воде. Успехов новому шведскому кино!

Текст: Юлия Бутырина