«Чужой: Завет» (рецензия на фильм)

В далеком 1979-м вышла первая часть франшизы «Чужой», ставшей культовой во всем мире. Снял ее британский режиссер Ридли Скотт, на чьем счету до этого было несколько сериалов, а его первая полнометражная работа, «Дуэлянты», получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском МКФ в 1977-м году. «Чужой» стал хитом и получил еще три продолжения. Спустя 33 года на экраны выходит приквел — «Прометей», а еще через три года на свет появляется первая часть новой франшизы и, по всей видимости, сиквел приквела — «Чужой: Завет».

Если посмотреть сейчас на всю фильмографию Скотта-старшего, то хоррор «Чужой» сильно выбивается из нее. Многие начинающие режиссеры экспериментируют с жанрами, некоторые продолжают это делать и в ходе всей своей карьеры (Спилберг, Кэмерон). Но Ридли Скотт после первой части про ксеноморфа увлекся более серьезными видами кино — драмами и криминальными лентами. Но вот неожиданно появляются «Прометей» и новый «Чужой» — пафосные псевдохорроры с философскими рассуждениями о происхождении мира, гениях и злодеях и искусственном разуме. Если в концепцию «Прометея» такой сюжетный поворот еще хоть как-то вписывался, то вот с «Чужим» он вяжется слабо.

Кадр из фильма «Чужой: Завет»

Итак, действия картины разворачивается после событий, описанных в «Прометее». Лента начинается вполне умиротворенно: мы наблюдаем синтетика Дэвида и его Создателя в белоснежной комнате в стиле хай-тек. Между героями идет диалог о мироздании, о рабах и господах, об искусстве. Мы любуемся статуей Давида Микеланджело и картиной Пьеро делла Франчески, «Рождество», под звуки «Вхождения богов в Вальхаллу» Рихарда Вагнера. Изначально Дэвид выглядит как собачонка, которая выполняет приказы своего хозяина. Однако, уже с первых минут миролюбивый с виду андроид показывает свой оскал. Далее действия фильма переносятся далеко в космос на корабль «Завет», путь которого лежит на некую планету Оригаи-6 и на борту которого находятся более 2000 человек, чья миссия — основать человеческую колонию далеко за пределами Земли. Все люди на борту находятся в состоянии киберсна, кроме синтетика Уолтера, чья задача наблюдать за кораблем и его обитателями. В этом ему помогает «Мама» — искусственный интеллект. Лететь «Завету» до заветной цели еще целых 7 лет. Но космическое судно страдает от выброса вредных космических веществ, и Уолтер вынужден разбудить экипаж досрочно. Далее все предсказуемо: вместо того, чтобы устранить неполадки и продолжить свой путь, герои получают таинственный сигнал и решают найти его источник во что бы то ни стало. Конец этого поиска, как известно, печален.

Кадр из фильма «Чужой: Завет»

Большинство зрителей, пришедших на этот «ужастик», ждут именно крови и пожирания монстром экипажа. Они далеки от вопросов теологии, искусства и искусственного интеллекта, которые им просто не нужны в данном контексте. Но, увы, Ридли Скотт — уже не делитант, а известный, «оскароносный», режиссер. Ему не подобает снимать просто хорроры без смысла. И тут начинается «каша». Человеку, далекому от искусства, чужды рассуждения героев в начале фильма с их попытками связать произведения культуры с историей Чужого, а также все пафосные речи Дэвида и его усовершенствованной копии Уолтера о создании мира, людях и богах, рабах и хозяевах. Ему просто нужны кровь и противостояние героев с монстром. Если исключить все сцены с Дэвидом, то будет стандартный «ужастик». Людям же, наоборот, не знакомым с «Чужим», однако доверяющим Ридли Скотту, будут неприемлемы вся эта «расчлененка» и кровожадные монстры, какими бы симпатичными их не пытались сделать создатели ленты. Вот только избавиться от ощущения, что ее снял не маститый режиссер, обладатель «Золотой пальмовой ветви», а начинающий мастер, никак не удасться. Все говорит о том, что ленту сделали дилетанты.

Кадр из фильма «Чужой: Завет»

Сценарий ничем не отличается от обычных хорроров с примитивными действиями главных героев: конечно, когда ты находишься на неизвестной планете, кишащей страшными тварями, лучшее решение — разделиться на группы из одного-двух человек; когда тебя просит явный психопат заглянуть внутрь непонятного, но страшного объекта — непременно надо это сделать; связь пропадает в самый «нужный» момент; обязательно необходимо потрогать неизвестные растения и затащить на корабль явно зараженного товарища, а потом запереть его один на один с «вирусом» в лаборатории; но самое главное, святой долг экипажа — нарушить приказ старшего по званию, рискнуть жизнями 2000 человек и отправиться спасать свою жену. Как ни «умиляют» подобные штампы, они вполне закономерны для этого жанра. Никаких претензий, если бы режиссерское кресло занимал не Ридли Скотт.

Кадр из фильма «Чужой: Завет»

Вынуждена признать, что за последние лет семь мастер уже не мастер. Аккурат в год он выдает по картине слабого качества. Не спасает даже актерский состав, который у Скотта всегда впечатляет. «Чужой: Завет» стал исключением в этом плане. Кроме Фассбендера, тут смотреть не на кого. Все персонажи — пустые и картонные. Даже не запоминается, сколько их всего. Якобы главная героиня — тень Эллен Рипли. К чему было делать ее похожей на персонажа Сигурни Уивер? Подливает масла пафосный, но ничем не обоснованный, финал фильма. Им Скотт ставит жирную точку в рассуждениях о гениях и злодеях, которым в картине также отводится не мало места. Под торжественные звуки все той же мелодии Вагнера дирижер-синтетик дает Чужому новую жизнь.

В кино — с 18 мая 2017 г.

Текст: Наталья Тимонина