Съемки фильма-катастрофы — «Во власти стихии»
Экранизация историй про выживание и противостояние природным стихиям — довольно частое явление в Голливуде. А если события происходили еще и на самом деле, то это уже добавляет серьезную ценность киноповествованию. Вот и новая работа Бальтасара Кормакура, «Во власти стихии», вышедшая в прокат 28 июня, рассказывает про самое настоящее кораблекрушение и реальную борьбу с водной стихией. По сюжету, влюбленная пара, Ричард и Тами, пытаются переправить яхту в Сан-Диего из Таити. Маршрут несложный, герои — подготовленные молодые люди, которые проделывали подобные путешествия не раз. Но природа, как истинная женщина, может быть взбалмошной, непредсказуемой, коварной и смертельно опасной.
Главные роли в ленте исполнили Сэм Клафлин («До встречи с тобой», франшиза «Голодные игры», «Пираты Карибского моря: на странных берегах», «Белоснежка и охотник») и Шейлин Вудли (франшиза «Дивергент», «Потомки», «Виноваты звезды», сериал «Большая маленькая ложь»).
СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЯ
Лента основана на истории, которая случилась в 1983 году. Реальная Тами, Тами Олдэм-Эшкрафт (в то время просто Тами Олдэм), написала книгу про то, как она выживала во время опаснейшего шторма, спустя 10 лет после трагедии в соавторстве с Саси Макгерхарт. Долгое время после катастрофы она не могла прийти в себя и по совету близких, чтобы не впасть в глубокую депрессию, передала свои эмоции бумаге. (Как и известный пианист, Владислав Шпильман, герой драмы Романа Полански, «Пианист», написал мемуары, чтобы излечиться от депрессивного состояния и чувства вины). Книга получила название «Red Sky in Mourning: A True Story of Love, Loss and Survival at Sea».
Адаптировать историю для большого экрана взялись братья-близнецы Аарон и Джордан Канделлы, работавшие над сюжетом мультфильма «Моана» «Disney» . Книга попалась им на глаза в тот момент, когда они готовились к другому фильму, посвящённому их любимой тематике – океану. Братья очень надеялись на то, что сама Тами примет участие в их работе. Встреча состоялась в доме миссис Олдэм-Эшкрафт в Сан-Хуане, где она живет со своим мужем и двумя детьми. Она поделилась воспоминаниями, дневниками и фотографиями, а также малейшими деталями и нюансами. Ей было важно донести до сценаристов то, как сильно она любила Ричарда и насколько тяжело ей было в открытом море. Однако работу над историей Тами и Ричарда Кэнделлы были вынуждены остановить из-за предложения «Disney» написать сценарий для анимации «Моана» — картины также на морскую тему.
Когда же работа над «Во властью стихии» возобновилась, к команде «литераторов» присоединился Дэвид Брэнсон Смит, который в 2017 году на МКФ «Санденс» получил награду за сценарий к ленте «Ингрид едет на Запад». Он доработал историю с учетом поправок, появившихся во время работы Кормакура с Вудли.
Кадр из фильма «Во власти стихии»
РЕЖИССЕР
Бальтасар Кормакур — исландский режиссер, актер и продюсер, известный зрителю по таким картинам, как «Два ствола», «Контрабанда», «Эверест». В 1990 году окончил Исландскую художественную академию по курсу актерского мастерства и сразу по окончании был зачислен в труппу Национального театра Исландии, где он работал одним из ведущих актеров вплоть до 1997 года.
Режиссерским кинодебютом стала картина «Рейкьявик 101», которая получила премию «Discovery Award» на МКФ в Торонто, а издание «Variety» включило его в десятку режиссёров, картины которых стоит посмотреть. В этот список также попали такие «новички», как Алехандро Гонсалес Иньярриту, Лукас Мудиссон, Кристофер Нолан и некоторые другие известные сегодня кинематографисты.
Кормакур был одним из немногих режиссеров, которые смогли бы рассказать эту историю так, как она того требует. К тому же он – квалифицированный мореплаватель мирового класса. А имея в своем арсенале такие работы, как «Пучина» и «Эверест», исландский постановщик прекрасно понимал, как нужно снимать и как сделать это на натуре, а не в павильоне.
Фото со съемок фильма «Во власти стихии»
АКТЕРЫ
С самого начала Аарон и Джордан Канделлы, как и Кормакур, видели в роли Тами только Шейлин Вудли, с которой они познакомились во время ее съемок в фильме «Потомки» на Гаваях и с которой у них сложились дружеские отношения. Однако переговоры с Шейлин затянулись из-за ее ареста. Актриса участвовала в демонстрации против нефтепровода «Dakota Access», которая проходила в Международный День Коренных Народов Мира.
Шейлин Вудли, актриса: «Я получила сценарий по электронной почте в тот день, когда меня арестовали, и письмо затерялось в папке входящих сообщений. Месяц спустя со мной связались мои агенты, спросив, знаю ли я Аарона и Джордана. Я ответила: «Конечно, знаю! Это мои приятели с Гавайев!» Тогда агенты сказали, что ребята написали сценарий и теперь хотели бы узнать, понравился ли он мне».
Одним из определяющих факторов, почему Кормакур подписал контракт в качестве режиссера и продюсера проекта была надежда на то, что Вудли согласится сыграть роль Тами Олдэм.
Бальтасар Кормакур, режиссер: «Я никогда прежде не снимал фильма, в котором главную роль играла бы женщина. Шейлин отлично подошла на роль нашей героини. Кроме того, это история поистине уникально описывает подлинную, всепобеждающую силу любви».
Фото со съемок фильма «Во власти стихии»
В ходе работы над персонажем Ричарда сценаристы разыскали многих его друзей и пообщались с ними. Осторожно спойлер! На самом деле Ричард Шарп, жених Тами Олдмэн, погиб в начале кораблекрушения и в реальной жизни женщине пришлось в одиночку бороться за выживание.
Бальтасар Кормакур, режиссер: «Эти интервью помогли мне лучше понять, что это был за человек. В нём чувствовались сила и магнетизм, но при этом он был педантичным, чувственным, мягким и общительным; он был настоящим джентльменом. Он избегал риска и стремился все планировать, особенно когда дело касалось навигации. Тами была гораздо больше склонна к авантюрам, чем он. Мне понравилась энергетика, которая объединяла их пару – они были непохожи друг на друга, но им было хорошо вместе. Когда мы рассматривали Сэма на эту роль, он как раз работал на Тасмании, так что нам удалось поговорить по телефону. Мне казалось, что я разговариваю с Ричардом. Сэм был просто создан для этой роли».
Сэм Клафлин, актер: «Я всегда читаю сценарий с точки зрения персонажа, которого буду играть. Удивительно, но в этот раз я словно читал глазами Тами, настолько прочной была их связь. Я влюбился в наших героев и искренне переживал за них. Разузнав о Тами и Ричарде больше, я стал лучше понимать их историю. Я нисколько не сомневался в том, что влюбиться в Шейлин будет нетрудно, и не ошибся».
ЛОКАЦИИ
Основная часть часть съемочного процесса проходила на Фиджи и заняла 49 дней. Большая доля водных съемок велась в открытом океане. Однако исполнители главных ролей начали готовиться к работе за 2 недели до старта. Это сблизило актеров и помогло им найти нужное видение хода событий. Благодаря этому они получили максимальное представление о том, через что довелось пройти Тами и Ричарду, а также подготовиться к съемках в открытом океане. Несколько недель съёмочная группа провела в павильонах на студии в Новой Зеландии.
Бальтасар Кормакур, режиссер: «Я убеждён, что подобный опыт полезен для таких фильмов, – считает Кормакур, – опыт съёмок на натуре, в недружелюбных погодных условиях, когда человек противостоит стихии. В нашем случае – девушка. Во-первых, зритель чувствует, что его не обманывают, а во-вторых, актёры и съёмочная группа пропитываются историей, её эмоциональностью. Мы находились в открытом океане по 12-14 часов в день, волны не оставляли нас в покое. Это ощущение невозможно воспроизвести искусственно. Мы получили исчерпывающее понимание того, что испытали Тами и Ричард. Особенно это было ценно для актёров, которые полностью раскрылись в работе».
Кадр из фильма «Во власти стихии»
СЪЕМКИ
Работа на натуре, а тем более в открытом океане, всегда связана со множеством трудностей. Не всегда можно использовать привычное оборудование, что заставляет кинематографистов изобретать новые средства и методы съемки.
Бальтасар Кормакур, режиссер: «Трудно точно подсчитать, сколько приборов мы утопили, – смеётся Кормакур. – Однако один из лучших кадров мы сняли, находясь на лодках. Мы даже ухитрились вывезти в море технокран, но однажды он поломался прямо во время съёмки. Разумеется, у нас не получилось его ни починить, ни заменить в открытом море. Тогда Боб (оператор Роберт Ричардсон — прим. ред.) сказал: «Давай все равно снимать, волны слишком уж хороши». Он взвалил камеру на плечо, уселся на носу нашей лодки и начал снимать. Он болен кинематографом, в самом лучшем смысле слова, и отдаёт всего себя работе. Он готов свеситься с лодки, рискуя здоровьем и жизнью, чтобы поймать нужный ракурс».
Из-за огромного количества сцен в открытой воде, команда нуждалась в опытном «морском координаторе». Эту функцию взял на себя Нил Андреа, который уже делал подобное во время работы над такими фильмами, как «Дюнкерк» и «Конг: Остров Черепа». Андреа ежедневно планировал погрузку и выгрузку всей съёмочной группы и актёров на лодки и, в конечном итоге, управлял внушительной и крайне эффективной флотилией.
Кадр из фильма «Во власти стихии»
Конечно, некоторые сцены, например, урагана и его последствий, было достаточно опасно снимать в открытом океане, именно поэтому их снимали на натурной площадке в Новой Зеландии, а затем дорабатывали при помощи компьютерной графики. За это отвечал Дади Эйнарссон из исландской компании «RVX Studios». Его команда работала над визуальными спецэффектами к таким лентам, как «Солт», «Австралия», «Шерлок Холмс», «Шпион, выйди вон», «Контрабанда», «Два ствола» и др.
За камерой находился не менее опытный человек — трехкратный лауреат премии «Оскар», Роберт Ричардсон. На его счету такие ленты, как «Джон Ф Кеннеди: выстрел в Далласе», «Авиатор» и»Хранитель времени (за которые оператор и получил «Оскары»), «Убить Билла 1,2», «Джанго освобожденный», «Омерзительная восьмерка», «Дыши ради нас», «Закон ночи» и др.
Фото со съемок фильма «Во власти стихии»
ПРЫЖОК СО СКАЛЫ
Как и в любом фильме-катастрофе, «Во власти стихии» были непростые эпизоды, как с технической точки зрения, так и в психологическом плане. Именно такой стала сцена, в которой главные герои должны были радостно «сигануть» с огромной скалы прямо в воду. В плане драматургии она раскрывает особую связь Тами и Ричарда, еще раз показывая, что они очень разные: он медлит, она же без промедления прыгает и убеждает его прыгать следом. Прыжок выполнялся под строгим руководством команды каскадеров. В итоге не только Вудли и Клафлин, но и Кормакур, а также некоторые специалисты закадровой команды, выполнили этот трюк.
Сэм Клафлин, актер: «Это был незабываемый день. К концу смены мы все прыгнули со скалы по три-четыре раза. Мало кто смог устоять перед искушением».
Бальтасар Кормакур, режиссер: «Ты можешь что-то планировать, рисовать сколько угодно раскадровок, но в конечном итоге именно природа диктует, как будет сниматься сцена… и иногда получается даже интереснее, чем ты представлял. Предстояло снять важную романтичную сцену, в которой Шейлин прыгает со скалы в реку. Мы нашли идеальную локацию и тщательно все спланировали, не учли мы только изменение уровня воды. Ближе к дате съёмки этой сцены стало понятно, что река обмелела и прыгать в найденном нами ранее месте опасно. Нам пришлось срочно подыскивать другую локацию. Каскадёры подтвердили, что новое место безопасно, но добраться туда было немного труднее».
Фото со съемок фильма «Во власти стихии»
Но сам путь к месту съемок был довольно «тернист»: чтобы добраться до этого места приходилось около 25 минут карабкаться по горам, а затем сплавляться по стремнине с порогами.
Шейлин Вудли, актриса: «У нас прошло короткое совещание по технике безопасности, которое сводилось к следующему: «Если вы ударитесь о камень, перевернитесь на спину и плывите по течению. Именно в этом положении мы будем вас вылавливать».
Вообще большую часть фильма героиня Вудли пытается привести повреждённое судно к берегу. Для этого актриса на протяжении нескольких месяцев перед съёмками училась навигации на различных судах. Затем еще месяц она закрепляла полученные навыки непосредственно на Фиджи.
Кадр из фильма «Во власти стихии»
НАСТОЯЩАЯ ТАМИ
Примерно в середине съёмочного периода на площадке появилась настоящая Тами.
Тами Олдэм-Эшкрафт, писательница, прототип Тами: «Я могла об этом только мечтать. Я видела, как много все работали, как выкладывались, как трепетно относились к моей истории. Все искренне хотели, чтобы история моей жизни дошла до больших экранов. Помню очень трогательный момент, когда Шейлин подняла руку и сказала, что будет сниматься в этом фильме. Она отлично подошла на роль, была очень внимательна к мелочам и во многом напоминала меня саму».
Бальтасар Кормакур, режиссер: «Я глубоко уважаю её решение побывать на площадке и благодарен за то, что она приняла наш фильм. Нам необходимо было соблюдать эмоциональный баланс на многих уровнях – мы снимали не документальный, а игровой фильм, но мы ведь все люди. Все без исключения, и актёры, и съёмочная группа, сошлись во мнении, что Тами заслуживала наших усилий по соблюдению этого баланса. Она – замечательный человек, и мы очень ценим её готовность стать неотъемлемой частью этого проекта. Я надеюсь, что фильм ей понравится».
Процесс съёмок фильма о происшествии, в корне изменившем её жизнь, Эшкрафт называет «эмоциональным и сюрреалистическим». Сейчас Тами замужем. У нее двое детей. Она живет в Сан-Хуане. Несмотря на пережитый ужас, Тами не бросила парусный спорт, а, наоборот, продолжила им активно заниматься и получила лицензию капитана малого парусного судна. Но, конечно, к каждому плаванию она готовится самым тщательным образом.
Тами Олдэм и Ричард Шарп. Фото из книги Тами Олдэм-Эшкрафт
ЯХТА
Одним из главных действующих лиц фильма можно назвать яхту «Хазана», которая участвовала в съемках и на Фиджи, и в Новой Зеландии. Для фильма было куплено похожее судно. Оно было немного больше оригинальной версии, поскольку должно было вмещать еще и съемочное оборудование и иметь пространство для съемок. К сожалению, данная модель была в единственном экземпляре, поэтому копии этой «героини» собирались вручную. Одна из таких реплик получила серьезное повреждение во время шторма, поэтому снимать в океане можно было очень непродолжительное время. Каждую модель необходимо было подготовить к соответствующим съёмкам в открытом море или бассейне: где-то пол должен качаться, а где-то нужно было показать силу гравитации, воду в каюте и т.п.
Интерьер каюты яхты, в которую также просачивалась вода, тоже был специально создан. Затем ее переправили в Новую Зеландию, где сконструировали специальный бассейн под открытым небом.
Кадр из фильма «Во власти стихии»
ВОССОЗДАНИЕ ШТОРМА
Одним из трудоемких и сложных процессов было воссоздание шторма. Для того, чтобы создать гигантские волны и огромную мощь урагана, одну из копий «Хазаны» закрепили на фоне хромакея на специальной подвижной платформе, которая точно повторяла движение волн и накреняла яхту в разные стороны. Примечательно то, что съемка сильного шторма оказалась самой «сухой» по сравнению с другими сценами.Сам разрушительный ураган создавался при помощи спецэффектов.
Дади Эйнарссон, супервайзер спецэффектов: «У нас было, чем заняться – начиная с отрисовки огромных скатов манта и других морских обитателей и заканчивая цветом неба, который мы подгоняли под соответствующее сцене время суток. Однако главная задача состояла в создании величайшего шторма и полностью отрисованного на компьютере океана. Очевидно, это кульминационный момент в фильме. Мы начали работать с низким разрешением океана и яхты, выбирая углы крена последней. Впоследствии превизуализация активно использовалась в работе».
Смотрите мелодраматический фильм-катастрофу, «Во власти стихии», в кино с 28 июня. 16+