Рецензия на фильм «Шедевр»
В последний зимний день на российские экраны вышла яркая комедия из солнечной Аргентины — «Шедевр». Режиссер картины, Гастон Дюпра, известный российскому зрителю по ленте «Почетный гражданин», свою новую работу посвятил тонкому миру изобразительного искусства и беспринципным реалиям арт-бизнеса.
В центре сюжета два друга пожилого возраста. Артуро — арт-дилер. У него собственная художественная галерея в Буэнос-Айресе. Ренцо – угрюмый и циничный (как и положено) живописец. Он не считается с тенденциями, презирает современных арт-критиков и ненавидит писать картины на заказ. Если дела у первого идут достаточно неплохо, то у второго — большие проблемы с финансами. Будучи уже в преклонном возрасте, они тем не менее остаются лучшими друзьями и партнёрами на протяжении многих лет, пусть их цели и представления об успехе сильно отличаются. Однако картины Ренцо больше не в тренде, продаж нет, а упрямый старик отказывается следовать моде и творить в угоду публике. К тому же его скверный характер отворачивает от себя всех вокруг. Но друг на то и друг, чтобы протянуть руку помощи в нужный момент. Правда, кому-то придется умереть…
Кадр из фильма «Шедевр»
Лента «Шедевр» была показана на 75-м Венецианском МКФ вне конкурса, получила массу положительных отзывов от критиков и была продана более, чем в 20 стран, что для аргентинской картины — солидный результат. Дюпра создал тонкую, смешную, легкую комедию, полную невероятных актуальных моментов и поднимающую не один пласт важных тем. Как и в «Квадрате» Эстлунда, основной сюжет вертится вокруг искусства, но при этом в фильме есть место и вопросам дружбы, мукам творчества и нравственному выбору.
Создатели картины показывают нам мир арт-бизнеса — беспощадный, жестокий и неимоверно переменчивый. Сегодня в тренде твои полотна, а уже завтра критики и вся арт-тусовка восхищаются подростком, творящим арт-объекты из простых кроссовок. И ты либо должен отреагировать на это «трендовым» произведением, либо прострелить собственную картину и обозлиться на весь мир, как поступил один из героев — художник Ренцо Нерви, чья популярность находиться в закате, а он сам в депрессии.
Помимо великолепного сценария, фильм держится еще и на блестящей игре Гильермо Франсельи (Артуро) и Луиса Брандони (Ренцо), которым в жизни — 64 и 78 соответственно. Их дружба прошла огонь, воду и медные трубы. Ссоры сменялись примирением, штиль — штормом, хлопанием дверей и стиранием номера телефона из записной книги. Но «дружба крепкая не сломается». Надо отметить ангельское терпение Артуро, потому что иметь такого друга, как Ренцо, пусть и неимоверно талантливого и, в целом, безобидного, — настоящее испытание. Он циник до мозга костей. Хотя если посмотреть на это под другим углом, то мы увидим художника, который просто хочет творить, выражать свои чувства на холсте и, конечно, как творческому ранимому человеку, ему важно признание. Не слава, а именно признание его таланта коллегами и окружающим миром.
Есть люди, которые умеют приспосабливаться и удвовлетворять свои потребности и нужды других не в ущерб себе, как Артуро. Несмотря на возраст и быстро меняющийся ритм жизни, он остался на плаву. Но не всем это дано. И на примере Артуро и Ренцо авторы показывают 2 противоположных края одного мира. Прекраснее всего это отображают мобильные телефоны друзей: своременный смартфон у Артуро, и кнопочный старенький «мобильник» — у Ренцо. Арт-дилер постоянно ищет новые таланты, следует трендам, при этом находя место и картинам своего друга. Артуро всячески пытается помочь художнику, но каждый раз получает плевок, пусть Нерви и делает это не со зла — характер у него такой и депрессия. Но «спасение утопающих — дело рук самих утопающих» — как ни пытайся помочь кому-то, все будет напрасно, если тот сам не захочет выкарабкаться.
Кадр из фильма «Шедевр»
В «Шедевре» Дюпра хоть и раскрывает детали арт-бизнеса и представляет его с не совсем привлекательной стороны, однако он, в отличие от Эстлунда в «Квадрате», делает это в более легкой форме, избрав жанром повествования не сатиру, как его шведский коллега, а лирическую комедию, где первую скрипку играют отношения двух друзей-стариков. В какие-то моменты лента напоминает советских «Стариков-разбойников». Это название отлично подошло бы и этой картине. Лейтмотивом через весь фильм проходит легкая ностальгия по былым временам, давно прошедшей и уже никогда не вернувшийся молодости, жизни, которой больше нет. Перебирая фотокарточки в больнице, куда попадает Ренцо после аварии, друзья, словно устав от борьбы за свое место в мире искусства, которая год за годом становится все беспринципнее, на несколько минут снова возвращаются туда, где они были молоды, богаты, успешны, счастливы и свободны.
Эпизоды в больнице являются переломными. Ренцо, устав от своей депрессии и жалкого существования, просит Артуро об избавлении. Да, самом настоящем избавлении. Артуро же измотан не менее, чем его дру, и такая развязка будет счастливой для всех — Ренцо найдет покой, он же избавится от капризного клиента, чьи картины лежат мертвым грузом. Но … будут ли они такими же после того, как мир лишится живописта Нерви? И тут новая завязка в сюжете, которая от драмы с нарвственным подтекстом переходит в настощий триллер. Сценарий «Шедевра» чем-то напоминает «американские горки»: только казалось бы финал близок, а нет, снова сюжет стремительно набирает обороты и страсти усиливаются.
Кадр из фильма «Шедевр»
Невозможно говорить о ленте Гастона Дюпра, не раскрывая детали сюжета. Эту картину нужно просто видеть в обязательном порядке. Она дает богатую пищу для ума, одновременно являясь антистрессом и антидепрессантом, который позволит вам расслабится и отдохнуть от тяжелого рабочего дня. И как только удалось аргентинскому режиссеру сделать одновременно легкую, смешную и такую умную и глубокую картину? Лента пестрит острыми выражениями об искусстве и призвании художника, которые несмоненно можно разобрать на цитаты.
Кроме увлекательного сюжета, зрителям покажут очень красивый Буэнос-Айрес. Если вы еще не решили, где проведете свой летний отпуск, то аргентинская столица — отличное место для отдыха! Все картины, которые творит Ренцо Нерви, принадлежат кисти Карлоса Герриарены — аргентинский художник-экспрессионист. Однако несмотря на громкое название, в фильме нет конкретного сюжета, зато есть гениальное, просто шедевральное антикризисное решение, именно оно и залуживает называться «шедевром».
В кино — с 28 февраля 2018 года.
Текст: Наталья Тимонина