Рецензия на фильм «Фаворитка»
Новый фильм Йоргоса Лантимоса, «Фаворитка», — третья англоязычная картина греческого режиссера. Завсегдатай престижных кинофестивалей снял на этот раз довольно простое для понимания кино в отличие от его предыдущих работ. Любимец Канн с «Фавориткой», однако, вошел в Основной конкурс Венецианского МКФ, где одна из исполнительниц главной роли, Оливия Колман, получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль. Стала «Фаворитка» и фавориткой у американских киноакадемиков, получив 10 номинаций на премию «Оскар 2019».
Англия, начало 18 века. На троне — королева Анна (Оливия Колман), последняя представительница династии Стюарт. Нынешняя правительница обладает капризным, даже взбалмошным нравом, и ей государственные дела скучны и неинтересны. Зато ее верная помощница и подруга, первая статс-дама, леди Сара Мальборо (Рэйчел Вайс), обожает власть и государственные дела, поэтому на деле выходит, что правит страной именно она, а не законная особа. «Железная леди» того времени пользуется огромным авторитетом у английской правительницы и вершит государственные дела так, что любой мужчина того времени просто позавидует. Но однажды на «сцену» выходит скромная Эбигейл Хилл (Эмма Стоун) — служанка, кузина леди Мальборо, принадлежащая к аристократическому роду, который был разорен. Бывшая леди не теряет надежды вернуть себе былое звание. Ради мягкой постели, вкусного обеда и безбедного существования девушка готова пойти на многое.
Кадр из фильма «Фаворитка»
Как уже можно догадаться, зрителя ждет противостояние двух сильных, красивых и умных женщин за внимание и даже любовь (в прямом смысле) королевы. Лантимос смещает фокус с исторической действительности на женские фигуры. Его героини не просто умны, они остроумны. Это первый фильм, сценарий к которому греческий режиссер не писал сам, а работал с уже готовым. Однако этот материал настолько в его стиле, что если не знать этот факт, то можно и не догадаться, что история принадлежит другому автору. Изначально фильм должна была снимать британский историк и сценаристка — Дебора Дэвис. Примерно 20 лет назад она написала сценарий. Но женщине никак не удавалось убедить продюсеров снять фильм про малоизвестную королеву Анну, да еще и про то, как за нее борются ее фаворитки. В то время были нужны фильмы про сильных мужчин, а сильные женские персонажи никого не интересовали. Но вот пришло время движения #MeToo и Time’s Up, и картин про эмансипированных женщин стало больше, чем нужно. Сама Дебора была заинтригована тем фактом, что Сара Мальборо в эпоху жесткого патриархата смогла править Англией, даже не являясь королевской особой.
Однако Лантимос рассматривает королеву Анну и ее фавориток под другим углом. Исторический аспект в его картине становится условностью, антуражем, что порой показывает ультраширокоугольный объектив оператора Робби Райана. Кадры с приемом «рыбий глаз» словно выдергивают нас из исторического контекста, придавая картинке некий комический эффект и создавая ощущение того, будто фильм мы смотрим в дверной глазок, в который можно увидеть все не так, как есть на самом деле. Кроме того, герои «Фаворитки» говорят современным языком, используя слова типа «карьера» или «джентльмен» (именно в сегодняшнем значении). Они носят одежду из тканей, которых еще не было в эпоху царствования Анны. Например, придворные служанки одеты в платья из джинсовой ткани, хотя деним в таком виде стал использоваться намного позже. Но это нисколько не мешает повествованию, просто необходимо пояснить, что многие исторические события в фильме искажены намеренно и что режиссер делает акцент именно на человеческих судьбах и ярких женских персонажах.
Кадр из фильма «Фаворитка»
А женские образы в этом фильме наиярчайшие! Эмма Стоун, Рэйчел Вайс и Оливия Колман — три кита, на которых держится весь фильм. Каждую героиню хочется рассматривать и изучать, как она ходит, говорит, одевается. Все три образа прописаны с такой доскональностью, что поражает. Продумана каждая буква, каждая булавка, каждая мелочь. Оценки и гримасы Эммы Стоун великолепны. Крупные планы и «закидоны» Оливии Колман, истерики ее героини просто нужно видеть. Персонаж Рэйчел Вайс — это генерал в юбке, что лихо исправляет костюмер Сэнди Паулл, облачая леди Мальборо в брюки, что абсолютно не свойственно той эпохе, но наилучшим образом подчеркивает железный и властный характер Сары.
При этом у каждой женщины своя правда и своя трагедия. Все три героини вызывают то симпатию, то неприязнь, то сочувствие и жалость. У королевы Анны есть власть, но нет простого человеческого счастья. Она не состоялась как мать и как королева. Власть ей чужда, она чувствует себя одинокой и потерянной. При этом еще и здоровье у правительницы весьма скверное, как и настроение. Будучи практически всегда в депрессии, утешение Анна находит в своих кроликах — по одному на каждого умершего ребенка. А всего королева была беременна 17 раз, но так и не оставила после себя наследника, став последней правящей представительницей из династии Стюарт. Она боится той ответственности, которую наложила на нее корона, поэтому с радостью перекладывает часть обязанностей на плечи леди Мальборо. Анна показана Лантимосом как нерешительная и взбалмошная королева, хотя на самом деле именно она объединила Англию и Шотландию и стала первой правительницей Великобритании. Но режиссер видит в ней прежде всего женщину и показывает ее именно хрупкой, капризной девочкой, ищущей тепла и любви, но в итоге оказавшейся пешкой в борьбе за власть.
Кадр из фильма «Фаворитка»
Леди Мальборо, в девичестве Сара Черчилль, — великолепная интригантка, «Маргарет Тетчер» 18 века. В своих руках она сосредоточила всю власть и любовь королевы. Ее прямолинейность порой обескураживает, о чем ей даже говорит сама королева, на что получает ответ, что кто еще ей скажет правду, если не она — остальные ей просто льстят. И это в какой-то степени, действительно, так. Нельзя сказать, что Сара была честолюбивой, что ей были важны только власть и деньги. Отнюдь. Она всегда была рядом с королевой. Была ее верной подругой, по-настоящему заботящейся о ней.
Наконец, Эбигейл Хилл. Скромная, неприметная и послушная служанка, которая обращает на себя внимание леди Мальборо, сняв боль с ног Анны при помощи целебных трав. Когда-то она была аристократкой, но ее род разорился. Однако по ее собственным словам «в душе она осталась леди». Именно эту ядовитую мысль и поселила в своей голове Эбигейл. Она во что бы то ни стало решила вернуть себе свой статус. В первой половине фильма мы видим кроткую, послушную девушку, которая радуется тому, что теперь у нее есть собственная комната и кровать и что ей не придется больше спать на холодном полу вместе с остальными служанками. Однако мисс Хилл быстро понимает, что к чему и невероятно быстро осваивает приемы придворной игры. Слова Сары Мальборо: «Я сделаю из тебя хорошего убийцу» становятся реальностью. Алчность в купе с паранойей поглощают девушку. Получив титул, прекрасного супруга, приданое и даже любовь королевы, она не успокаивается. Видя в леди Мальборо опасного врага, она посвящает свою жизнь ее истреблению, медленно, но верно скатываясь обратно на дно.
Кадр из фильма «Фаворитка»
По мере того, как Сара, Анна и Эбигейл разыгрывают свою игру, Лантимос устраивает свою. Герои «Фаворитки» напоминают шахматные фигуры, а сам фильм — шахматы. Действующие лица большую часть фильма передвигаются по длинным коридорам и носят одежду исключительно черно-белую с редким добавлением темно-синего и коричневого, что делает их еще более похожими на шахматные фигуры, при этом все персонажи являются лишь пешками в чьей-то игре. Фильм полон тонкого, острого, порой дерзкого юмора и местами откровенного сарказма, что поднимает уровень ленты. По сюжету Англия находится в состоянии войны с Францией, но при этом в картине нет ни одной сцены боя. Вся война происходит во дворце и будуаре королевы, и она пострашнее битвы за Испанское наследство.
«Фаворитка» вряд ли получит «Оскар» как лучший фильм, но тем не менее эта лента из числа тех, которые обязательно нужно видеть собственными глазами и непременно на большом экране.
В кино — с 31 января 2019 года. 18+
Текст: Наталья Тимонина