Рецензия на фильм «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури»

Фильм с замысловатым названием рассказывает историю о не самом заурядном методе призвать виноватого к ответу. Милдред Хейс (Фрэнсис МакДорманд) – неутешная, но очень предприимчивая мать изнасилованной и убитой Анджелы Хейс. Когда дело по поимке преступника заходит в тупик и несколько месяцев не двигается с места, Милдред решает радикальным образом призвать к ответу шефа полиции (Вуди Харрельсон) – размещает на трех биллбордах, стоящих на въезде в город, свой протест и возмущение. В маленьком городке, где все друг друга знают, это событие тут же вызывает волну разговоров и пересудов. Кто-то будет на стороне скорбящей матери, а кто-то, как, например, хамоватый офицер полиции Диксон (Сэм Рокуэлл) – на стороне образцового отца и вообще хорошего парня – шефа Уиллоуби.

Британский сценарист и режиссер, Мартин МакДона, уже полюбился публике своими предыдущими фильмами («Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов» могут похвастаться высокими рейтингами, как среди зрителей, так и у критиков). Этот фильм – третий полнометражный в его фильмографии, который он снова снимает по собственному сценарию. В одном из интервью режиссер рассказывает, что лично видел похожие биллборды, проезжая где-то по южным штатам. Такое открытое выражение ярости сподвигло его сочинить историю, где подобные публичные заявления могла бы сделать мать жертвы. Роли МакДорманд и Рокуэлла писались именно под них, так что не удивительно, что этот дуэт получил номинации на «Оскар». Как, впрочем, и сам фильм – за «Лучший фильм» и «Лучший оригинальный сценарий».

Кадр из фильма «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури»

Тема убийства уже появлялась в фильмах МакДоны. В «Брюгге» главными героями были наемные убийцы, которым нужно было переждать, пока не улягутся страсти, в бельгийском городке. В «Психопатах» просто орудовал человек с не самой здоровой психикой. Здесь же все завязано на жажде мести в плотной связи с жаждой если не убийства, то насилия. Милдред одержима своей целью получить возмездие, она идет на очень решительные меры, не считаясь ни с общественным мнением, ни даже с законом. При этом, удивительно, что она не делает попыток самостоятельно найти убийцу дочери, а перекладывает всю ответственность на полицию. Не сказать, чтобы это было характерно для Америки: существует достаточно историй, где родственники жертв, а то и вовсе посторонние лица, пытались сами отыскать маньяков и убийц. Но все же надежда на полицию, как на вершителя правосудия, – тоже достаточно распространенная ситуация.

Несмотря на то, что цель главной героини – найти преступника, весь фильм крутится вокруг нее самой. Как будто задача картины – показать внутренние взаимоотношения между жителями городка, между главными героями. На протяжении всего фильма не возникает ощущение того, что правосудие свершится и убийца будет пойман. Более того, когда, наконец, предпринимаются конкретные шаги к решению задачи, это вызывает некое удивление, а когда шаги ни к чему не приводят – все снова становится на свои места.

Кадр из фильма «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури»

«Три биллборда» совершенно явственно разделяются на две части – с шефом Уиллоуби и без него. То, что именно его фигура стала ключевой в развитии персонажей, кажется немного притянутым. Хоть он и всеобщий любимец (даже Милдред соглашается с этим, а призывает его к ответственности только потому, что он главный), все-таки немного странно, что его слов хватило для того, чтобы отъявленный бедокур Диксон вдруг взялся за ум. И перемена в его поведении настолько разительна, что к концу второй части уже сложно припомнить, что и как было в первой. Только пресловутые биллборды сиротливо маячат из-за деревьев, стыдя Уиллоуби, хотя это уже бесполезно. Вставший на путь истинный Диксон уговаривает одержимую мать не терять надежду. Или даже не так – «стараться не терять надежду». А потом замечает, что надежда, в общем-то, ни при чем, надо просто стараться. Вот они и стараются на пару, под конец фильма становясь если не друзьями, то по крайней мере напарниками.

В целом, фильм производит двоякое впечатление. С одной стороны, он рассказывает драматичную историю, затрагивает важные темы. С другой – фокус смещен на внутренний мир персонажей. Так было и в других фильмах британского режиссера, но там это наполняло и дополняло внешнюю сюжетную линию. Здесь же, несмотря на довольно бурное развитие событий, есть некое ощущение застоя. А под конец и вовсе становится непонятно, что зритель должен чувствовать по отношению к главным героям, ведь цель, к которой они так отчаянно стремились, так и не достигнута. Но, возможно, у режиссера был другой замысел. И как раз его герои и «стараются» реализовать – стараются сохранить человеческое лицо вопреки всей несправедливости в мире.

Кадр из фильма «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури»

Несомненно, самой сильной стороной фильма являются актерские работы МакДорманд и Рокуэлла. Готовясь к роли, она отталкивалась от экранного образа Джона Уэйна, а он, стремясь стать ей полной противоположностью, подражал образу Ли Марвина – антагониста из фильма «Человек, который застрелил Либерти Вэланса». Возможно, это самая сильная роль Рокуэлла, который, кстати, уже снимался у этого режиссера в «Психопатах». Также из предыдущих фильмов за МакДоной пришел и его постоянный композитор – Картер Беруэлл, который тоже получил номинацию на «Оскар» за саундтрек к фильму.

P.S. Фильм стал лучшим по мнению зрителей на МКФ в Торонто, а также получил «Серебряного льва» на 74-м Венецианском МКФ за «Лучший сценарий» и «Золотого глобуса» как «Лучший драматический фильм», за «Лучший сценарий» , «Лучшую женскую роль в драме»  и «Лучшую мужскую роль второго плана (драма)

В кино — с 1 февраля 2018 года, 18+

Текст: Александра Канапина