Рецензия на фильм «Тоня против всех»
Простая американская девочка, одержимая катанием на коньках, рвется к вершинам спортивных состязаний. Да, она из неблагополучной семьи, да, она не образована и платья для выступлений ей дома шьет мама. Ну и что? Разве это важно для спортивных достижений, разве недостаточно быть просто «быстрее, выше, сильнее»? Видимо, недостаточно.
За историей Тони Хардинг следила вся страна, а за ней – и весь мир, когда на Олимпийских играх в 94-м году она выступала за сборную США, находясь под подозрением на покушение на свою соперницу — Нэнси Керриган. Эта история до сих пор считается одной из самых часто просматриваемых в истории американского телевидения. Но режиссер Крейг Гиллеспи решил показать ее немного с другого ракурса.
Кадр из фильма «Тоня против всех»
Сценарий основывался на видеоинтервью, которые давала сама Тоня и все, кто был замешан в «инциденте». Собственно, в таком виде построен и сам фильм: нарезка из монологов главных действующих лиц 20 лет спустя. Таким образом, зрителю предоставляется шанс взглянуть на историю с разных точек зрения. Тоня (Марго Робби) говорит одно, ее бывший муж (Себастьян Стэн) – другое, у ее матери Лавоны Хардинг (Эллисон Дженни) – и вовсе свое понимание ситуации. Помимо этого, иногда герои ломают четвертую стену в самом повествовании, что придает происходящему дополнительный эффект: с одной стороны, комический, с другой – эффект отстранения.
Но вернемся к содержанию. Взгляд создателей фильма на историю Тони Хардинг заставляет скорее сочувствовать ей, чем осуждать. Она показана сильной соперницей, обиженной дочерью, которая стремится только к тому, чтобы осуществить свою мечту – выступить на Олимпийских играх. А вот окружающие ее люди делают все возможное, чтобы не дать этой мечте свершиться, хоть и заявляют об обратном. На их фоне Тоня предстает жертвой обстоятельств, глупости и падкости толпы на громкие истории. Да, она довольно груба и может показаться неотесанной деревенщиной, но по фильму выходит, что ее вины в атаке на соперницу, по сути, нет. Задача режиссера состояла в том, чтобы показать, что Тоню и так недолюбливали в фигурном катании, и это совсем не связано с «инцидентом». Психологический акцент делается именно на том, что Тоня не соответствует имиджу американской фигуристки. В идеале она должна кататься под мелодическую музыку, выступать в костюмах пастельных тонов, не ругаться матом на публике и в присутствии репортеров, в общем – быть пай-девочкой.
Кадр из фильма «Тоня против всех»
Тоня же делает все эти вещи, а также переживает бурные отношения с мужем, ненавидит свою мать (взаимно), но зато выдает поразительные технические результаты. Ее выступления наполнены энергией – это очень хорошо показано в фильме. Каждое соревнование сопровождается очень подвижной камерой, которая буквально кружится вокруг героини, делая выступление еще более динамичным. И все равно жюри не ставит ей высокие оценки. Но в конце концов Тоня добьется своего – мирового признания и любви (пусть и ненадолго) всей нации.
Нельзя не отметить выдающуюся игру Марго Робби. Как уже заметили зарубежные критики, она превзошла саму себя и вполне может претендовать на «Оскар» с этой ролью. Конечно, показать героиню на протяжении такого длинного промежутка времени не самая простая задача. Однако сцена последнего суда, где Тоне выносится приговор, не может оставить зрителя равнодушным.
Кадр из фильма «Тоня против всех»
Будучи спортивной драмой, «Тоня» немного отходит от привычных рамок этого жанра. Сюжет концентрируется не на преодолении технических сложностей и изнуряющих ежедневных тренировках, а на психологическом портрете героини и ее жизни за пределами катка. Картина балансирует на грани серьезной драмы и нелепой комедии, что делает ее более привлекательной в глазах зрителей. А документальные кадры из телехроники на финальных титрах напоминают, что все это – настоящая жизнь, а не художественная выдумка.
Лента «Тоня против всех» заняла второе место по числу зрительских голосов на МКФ в Торонто, получила 5 номинаций на премию BAFTA, включая «Лучшую женскую роль» и «Лучшую женскую роль второго плана», премию «Золотой глобус» в номинации «Лучшая женская роль второго плана в мюзикле или комедии» и три номинации на «Оскар».
В кино — с 1 февраля 2018 года, 18+
Текст: Александра Канапина