Рецензия на фильм «Танки»

26 апреля на российские экраны выходит приключенческий военный экшн — «Танки».

Действия в картине разворачиваются накануне Великой Отечественной войны. Главный герой, советский конструктор Михаил Кошкин, решает доказать руководству СССР, что изобретенный им танк Т-34 является уникальной инновационной боевой машиной. Для этого он отправляется в Москву, чтобы в действии продемонстрировать все возможности нового оружия. Однако Кошкин не подозревает, что его изобретение нужно не только Советскому союзу, но и Фашисткой Германии. Обычный пробег превращается в череду погонь и приключений.

Это обещали нам авторы фильма — режиссер Ким Дружинин и кинокомпания «Медиа-трест». В ходе рекламной кампании не раз подчеркивалось, что одним из референсов картины служат легендарные «Неуловимые мстители» и что фильм снят лишь по мотивам реальных событий. Из реального тут только то, что Кошкин действительно совершил такой пробег и тем самым убедил Сталина поставить Т-34 на производство. Но вот только само путешествие было не летом, а зимой, никаких диверсантов и антисоветских бандитов на пути конструктора и его команды не было, а по окончании сам Кошкин заболел пневмонией и скончался. Но авторы фильма решили полностью изменить и приукрасить эту историю. Зачем вот только?

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/10859/18613.jpg

Кадр из фильма «Танки»

В фильме, жанр которого заявляли как приключенческий экшн, практически отсутствуют эти два ключевых понятия — «действие» и приключение. Динамичные сцены можно пересчитать по пальцам, и состоят они из пары погонь и одной перестрелки. Драки полностью отсутствуют, что вызывает большой вопрос. Создатели почему-то решили ключевым моментом сделать любовную линию второстепенных героев и показать обнаженную Аглаю Тарасову. Хотя ее заменяла дублерша — и тут обманули. Самый большой недостаток этой картины — это, конечно, очень слабый сценарий. Принадлежит он руке Андрея Назарова, выступившего со-сценаристом к драме «Собибор», которая должна выйти вслед за «Танками», и тут становится страшно за этот фильм. Но там есть Александр Адабашьян, поэтому, надеемся, что все обойдется.

Вернемся к «Танкам». Авторы решили опустить сложности подготовки к пробегу и начали повествование практически с него, уделив краткое внимание предшествующим событиям. Допустим. Трагичность истории было решено заменить выдуманными приключениями. Почему бы нет? Но вот только все, что происходит в фильме, выглядит таким смешным, нелепым и неправдоподобным, что вновь становится обидно и даже стыдно за отечественный кинематограф. Такое ощущение, что слово «драматургия» навсегда вычеркнуто из арсенала современных сценаристов. Подобное можно было бы понять и, возможно, простить начинающим кинематографистам, но не представителям советской эпохи. Где развитие сюжета? Где завязка, кульминация, развязка? Где эволюция персонажей? Где приключения, которые меняют ход истории, заставляют зрителя цепенеть от напряжения, переживать за персонажей? Где этот пресловутый катарсис? Понятно, что мы смотрим не фильм Тарковского, а молодого режиссера Дружина, но все же… Куда ушли основополагающие кинематографа, его столпы? Почему все чаще стали уходить от законов жанров? Только истинные мастера могут себе позволить совершать эксперименты и творить историю кино. Хотя даже такие мэтры как Спилберг, Нолан, братья Коэн, Вуди Аллен, Бертолуччи всегда следуют букве кинозакона, и от этого их фильмы становятся только лучше.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/10859/18606.JPG

Кадр из фильма «Танки»

Иногда бывает, что скучный и провисающий сценарий спасают актеры, но и тут не получилось. Андрей Мерзликин — хороший актер, и видно, что он старался, но просто играть ему было нечего. Все сцены были одинаковыми: менялась массовка, декорации, но суть оставалась прежней. Про остальных артистов нет смысла и говорить. Уж если главному герою не повезло с ролью, то, что уж делать остальным. Хотя любовная линия персонажей Аглаи Тарасовой и Антона Филипенко удалась. Их отношения действительно развивались по ходу действия и в какие-то моменты было интересно наблюдать за ними. Но можно было эту линию вытянуть на более высокий уровень.

В картинах подобного жанра обязательно должен быть главный злодей — харизматичный, уверенный в себе, холодный, бесчувственный и бесстрашный. Почти все это есть у Шульца — гримеры постарались на славу и придали его внешности харизматичности и страха. Но, увы, сценаристы, слишком часто забывали про его существование, поэтому в фильме он просто ездит на мотоцикле с устрашающим лицом. Вспомнили они про него лишь под конец фильма и решили эффектно уничтожить. Вот только зачем? Разве он был настолько опасен? Не смешите!

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/10859/18614.jpg

Кадр из фильма «Танки»

Еще в таких фильмах многое зависит от операторской работы. Эффектные съемки сцен погонь и прочих трюков являются основополагающими в таких лентах. Красивая картинка может иногда сгладить уродство сценария. Но, увы, вновь промах. Сплошные съемки сверху и крупные планы героев внутри танка. Лишь изредка в кадр попадали красивая природа и второстепенные персонажи. Те редкие сцены экшена были сняты так, что выглядело это чистым хаосом трясущейся руки. Прям как в «Бородино» у Лермонтова:

Земля тряслась как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди
И залпы тысячи орудий.

Вот только не вышло так же патриотично и душевно, как у Михаила Юрьевича. Смотреть или не смотреть ленту «Танки» решать, дорогой зритель, только тебе. Возможно, если имена, упомянутые в данной рецензии, вам не знакомы, то есть вероятность, что фильм, может быть, понравится.

В кино — с 26 апреля 2018 г., 12+

Текст: Наталья Тимонина