Рецензия на фильм «Сюзанна Андлер»: Рациональность или чувства – женщине ближе?
16 сентября в прокат выходит очень необычный фильм режиссера Бенуа Жако — «Сюзанна Андлер». Лента снята по одноименной пьесе Маргерит Дюрас – женщины, которую Жако назвал своим учителем и вдохновителем. Действие, происходящее в 60-е годы ХХ столетия в роскошной вилле на Лазурном берегу, сводится к красивому перемещению тел и бесконечному разговору в кадре, который многие критики наделяют излишней театральностью.
Сюзанна Андлер осматривает просторную виллу на Лазурном берегу, пока муж проводит время с очередной пассией, а дети-подростки – под присмотром няни. Будучи замужем за миллионером, который годами изменял ей, Сюзанна впервые заводит молодого любовника и договаривается встретиться с ним здесь. Этот день должен стать поворотным моментом для Сюзанны: ей придется сделать выбор между устроенной, но несчастной жизнью жены и матери, и своей свободой.
Синопсис сразу навевает ассоциацию с великолепной Мэрил Стрип в фильме Клинта Иствуда, однако, «Сюзанна Андлер» — другое, не менее трагичное и поучительное для кого-то кино.
Кадр из фильма «Сюзанна Андлер»
Блистательная Шарлотта Генсбур взялась за роль, подвластную не каждой актрисе: мимика, жесты, погруженность в свое депрессивное состояние подобны порывам холодного и сухого ветра Мистраль, спрятаться от которого нет никакой возможности. Сюзанна Андлер грустна, но это не эмоция, — это ее многолетнее состояние. Ей пусто и одиноко, жизнь не имеет значения, и порой женщина хочет расстаться с ней, но лишь одну секунду.
Жизнь все же нужна ей, даже несмотря на то, что она чувствует себя не обогретой и ненужной старой девой. Жак, богатый муж, фигурирует только на противоположном конце телефонной линии, прямо как в жизни Сюзанны: он есть, но его нет. Зато находится в кадре красивый, облаченный в пальто, любовник (Нильс Шнайдер). Он груб, порывист, с огромным самомнением и неисчерпаемым цинизмом относится не только к стареющей избраннице, но и к тому, что она делает, ее желаниям, деньгам ее мужа…
Сюзанна же, будто в оцепенении проводит этот день, лишь изредка отвечая на скупые объятия и поцелуи и непрерывно кутаясь в мягкую шубу. Конечно, весьма откровенное платье от YSL отнюдь не призвано согреть стройное тело и потерянную душу.Встреча с лучшей подругой (любовницей мужа, о которой Сюзанна прекрасно знает) тоже не пробуждает эмоций, только слова-слова-слова… Встреча с лучшей подругой (любовницей мужа, о которой Сюзанна прекрасно знает) тоже не пробуждает эмоций, только слова-слова-слова…
Кадр из фильма «Сюзанна Адлер»
В фильме упоминаются женщины-ведьмы Жюля Мишле, с которыми так и хочется сравнить порой Сюзанну Андлер, но лишь на миг, потому что все тайное, глубокое и внутреннее сокрыто от зрителя бесконечными диалогами.
«Сюзана Андлер» – фильм о чувствах, но совершенно без чувств! Рядовому эмоциональному зрителю очень непросто выдержать и досмотреть картину до завершения, а именно тогда, в качестве заключительной фразы, звучат из уст Сюзанны решающие слова, которые объясняют все это долгое и, не сказать иначе, как нудное мракобесие. Посмотрев фильм Бенуа Жако, лишний раз задумаешься о важности эмоций в нашей жизни и умения к ним прислушиваться. Потому что именно эмоции ведут нас внутрь, к нашим потребностям, а удовлетворенные потребности наполняют человека счастьем, которое так хочется увидеть в глазах Сюзанны Андлер!
Даже красота Лазурного берега не приводит в восторг ни ее, ни зрителя – так удивительно бельгийский оператор, Кристоф Бокарн, смог передать пейзаж и холодную красоту природы. Подготовленный же зритель найдет и проведет замечательные полтора часа в компании Шарлотты Генсбур и Нильса Шнайдера.
В кино с 16 сентября 2021 года. 16+
Текст: Юлия Бутырина