Рецензия на фильм «Петровы в гриппе»

В российский прокат выходит новая работа Кирилла Серебренникова — «Петровы в гриппе». В основу картины лег роман-бестселлер Алексея Сальникова — «Петровы в гриппе и вокруг него». Впервые он был опубликован в журнале «Волга» в 2016 году. За это произведение Сальников получил премии «НОС» и «Национальный бестселлер», а сам роман довольно быстро завоевал восхищение критиков  и читательскую любовь. Но хороший роман не равно хорошая  киноадаптация. Что и доказал Серебренников как режиссер и Илья Стюарт как продюсер. На самом деле от тандема этих двоих нужно ждать нечто сложное, сюрреалистическое, непонятное и неоднозначное в плане восприятия… «Петровы в гриппе» — еще одно тому подтверждение после «Лета».

Действия картины происходят в Екатеринбурге, который охвачен эпидемией гриппа. В центре сюжета — семья Петровых. Их поражает этот зловещий вирус, превращая в полных «неадекватов». Петров (Семен Серзин), будучи автослесарем, рисует комиксы про супермальчика. Петрова (Чулпан Хаматова) , работая библиотекарем, вдруг становится Немезидой и карает мужчин-насильников… А их ребенок во что бы то ни стало должен пойти на елку в местный ДК, чтобы зритель вспомнил свои детские советские новогодние празднества, а вместе с ними вскрыл глубоко спрятанные травмы из детства. В этом нам поможет прекрасная Снегурочка Марина в исполнении Юлии Пересильд.

Кадр из фильма «Петровы в гриппе»

Кирилл Серебренников, режиссер: «Роман «Петровы в гриппе» невероятно богат темами, мотивами, лейтмотивами и построен по симфоническому принципу: какие-то сюжеты всплывают, какие-то уходят вниз, какие-то все время повторяются, как в сознании больного гриппом героя романа… Это симфоническое письмо мне безумно в Сальникове нравится».

Чтобы по достоинству оценить новую работу Серебренникова, нужно быть поклонником его творчества. Если вы не из их числа, то вам будет сложно высидеть 145 минут этого авторского «сюрра» (читайте «бреда»). Режиссер перекроил роман полностью.  Идея об убогой и неразвитой России осталась. Именно это и оценили многие иностранные критики после премьеры фильма в каннской секции — «Особый взгляд». Россия в фильме, действительно, убогая, серая, холодная, и, конечно, пьющая. Все в лучших традициях Быкова и Балабанова. Только добавился еще вирус, сделав нашу страну еще и инфицированной какой-то дрянью. Само повествование напоминает матрешку. Режиссер постепенно раскручивает сюжет, собирая паззл, но легче от этого не становится.

Завуалировав все это действо под красивое и модное нынче слово «сюрреализм», Серебренников выдал невнятную, посредственную картину, в которой все герои ходят туда-сюда и произносят страстные, пространственные  и пустые речи на тему бытия с традиционными закатыванием глаз, заламыванием рук и, конечно, с сигаретой в зубах и стаканом в руке … Философия в никуда грозится забрать у зрителя ценных два с половиной  часа его жизни…

https://www.kinonews.ru/insimgs/2020/shotimg/shotimg94201_1.jpg

Кадр из фильма «Петровы в гриппе»

Иногда закрадывается мысль, что Серебренников экранизировал не только роман Сальникова, но и картины Босха.  Как еще оправдать его не совсем здоровое амбициозное «детище»? Только тем, что автор, рисуя конец света или только России, словно сокрушается на тему «Куда катится мир»…

Но есть то, что увлекает в фильме. Например,  история героини Юлии Пересильд и сама актриса. Сцены с ней держат в напряжении и интригуют. За Снегурочкой-Пересильд  хочется «ходить по пятам», пристально следить, залезть к ней в голову, чтобы понять ее мотивацию. Возможно, в этом заслуга как самой актрисы, так и оператора Владислава Опельянца. История ее героини стара, как мир, но актриса вдохнула в нее искру и разожгла огонь жизни. Еще можно отметить и линию с персонажем Ивана Дорна — непризнанным гением пера. Опять же нет ничего нового, а сцена, когда где он приносит рукопись в издательство, слишком сильно отдает «Довлатовым» Германа-младшего, но в целом сюжетная линия с этим персонажем забавна и трагична одновременно. Однако весь фильм кажется чем-то собирательным — урвал отовсюду, откуда можно. Но на выходе получилась невкусная  «солянка».

Кадр из фильма «Петровы в гриппе»

Из плюсов можно еще отметить саундтрек. Он красиво обрамляет все это безумное и бессмысленное путешествие во времени и пространстве. Иногда постсоветская блеклая картинка идет в разрез с современным речитативом или классикой в неожиданной аранжировке. Но в этом скрывается своя прелесть.

Кирилл Серебренников: «В «Петровых» помимо сложной звуковой партитуры, которую делал наш прекрасный звукооператор Борис Войт, очень важны те композиции, которые звучат в кадре и за кадром. В фильме очень много музыки, причем некоторые мотивы повторяются, меняясь от цветной части к черно-белой. У нас одна песня звучит сначала в мажоре, а потом она же в миноре, или сначала – с нормальными словами, а потом какими-то идиотскими. Есть известные композиции в разных аранжировках, которые придумал замечательный музыкант  Андрей Поляков со своими музыкантами, а есть специально сочиненные песни. Одна из них на стихи Алексея Сальникова, музыку для которой написал Дмитрий Жук».

Сложно сказать, надо ли тратить сто сорок пять минут  на этот психоделический «трип» на тему «Кому на Руси жить хорошо?» на современный лад. Решать каждый должен сам.

В кино с 9 сентября 2021 г., 18+

Текст: Наталья Тимонина