Рецензия на фильм «Однажды в Голливуде»

Девятый фильм Квентина Тарантино вошел в Основной конкурс Каннского МКФ, но остался без наград, за исключение  Palm Dog. Режиссер так отчаянно просил сохранить в тайне сюжет, особенно финальную сцену, что уже должно было насторожить. Как правило, о неразглашении сюжета просят тогда, когда разглашать-то и нечего… И тут именно такой случай. Но обо всем по порядку.

«Однажды в Голливуде» рассказывает историю двух друзей, коллег и почти братьев — малоуспешного актера сериалов и спагетти-вестернов, Рика Далтона, и еще менее успешного каскадера и дублера — Клиффа Бута. Сюжет прост донельзя: двое среднего возраста (или чуть старше) мужчин все еще пытаются остаться на плаву и покорить голливудский Олимп. Параллельно с ними существуют хиппи, последователи Чарльза Мэнсона и, конечно, именитые коллеги по цеху.

Кадр из фильма «Однажды в Голливуде»

Фильм как обычно поднимает тему реализации в Голливуде. В очередной  раз Тарантино задается вопросом о том, как же «тяжела и неказиста жизнь народного  артиста». Успех и неудача всегда рядом с тем, кто снимается в кино. Фортуна — женщина капризная: сегодня ты на гребне волны, а завтра вынужден играть злодеев в фильмах, где звезда — молодой выскочка. Или же соглашаешься на так себе роли ради заработка, или чтобы остаться в тусовке. Все эти этапы проходит и герой Леонардо ДиКаприо. Актер как обычно справился с ролью на все 100.

Верного друга, дублера, а также водителя и няньки, Клиффа Бута, играет Брэд Питт. Сюжетная линия его персонажа более динамична и интересна. ДиКаприо воплотил на экране актера, чей звездный час уже позади и который отчаянно отказывается в это верить и всеми силами цепляется за любую возможность остаться в Голливуде. Питт  же сыграл персонажа, который уже практически смирился с тем, что его поезд ушел и что он пропустил его по своей вине, а именно из-за своего конфликтного характера. Его принципиальность, с одной стороны, подкупает, но с другой, мешает ему строить карьеру — там, где можно было промолчать, Бут этого сделать не может. А в Голливуде, как в любой  творческой среде, больше любят лицемеров и подхалимов.

Кадр из фильма «Однажды в Голливуде»

Клифф понимает, что сам виноват в своих неудачах и уже практически не верит в то, что удача может ему улыбнуться. В отличие от своего друга, купившего на последние деньги небольшой дом рядом с шикарным доминой Романа Полански, он живет в маленьком трейлере с очаровательным питбулем Брэнди. Сцены с этой собакой, пожалуй, — лучшее, что есть в фильме. Кроме финального эпизода. Хотя именно благодаря ему мы понимаем, что смотрим фильм Тарантино,а не другого режиссера, но даже для любителя литров крови, эта сцена была слишком жестокой и ненужной. Как собственно, и весь фильм.

Ничего нового Тарантино, увы, показать не смог. Все те же актеры, кочующие из фильма в фильм, все те же приемы и литры крови… Если до этого было приятно видеть потрясающих актеров пусть в маленьких, но колоритных ролях у Тарантино, то в этот раз такого наслаждения не случилось. Да, мы полюбовались прекрасным Аль Пачино, длинными ногами Марго Робби, брюзжанием Брюса Дерна… Но сыграй их другие актеры — фильм вышел бы ни лучше, ни хуже.

Кадр из фильма «Однажды в Голливуде»

В этом, наверно, кроется и главный недостаток фильма — он обо всем и ни о чем. Слишком много сюжетных линий (хиппи, психопат Мэнсон, взлеты и падения жителей Фабрики грез), пустых диалогов, ненужных крупных планов с оценками ДиКаприо, пусть и прекрасными… Девятый фильм Тарантино еле движется, утомляя в конце. Сценарий — слабоват и неоригинален в плане подачи истории. С самого начала понятно, куда клонит автор, а клонит он искушенного зрителя в сон.

Если вы привыкли к тому, что фильмы Квентина Тарантино дают потрясающий эмоциальный всплеск и заряд, то не в этот раз. Полюбоваться еще раз мастерством Питта и ДиКаприо — да, насладиться творчеством Тарантино — нет. Фильм на один раз, увы и ах. Никакого драйва, экшена, бури эмоций и интриги. И даже эффектный, метафоричный и кинематографичный финал с открывающимися воротами в «рай» не спас картину.

В кино — с 7 августа 2019 г. 18+

Текст: Наталья Тимонина