Рецензия на фильм «Милый Ханс, дорогой Петр»

Фильм потрясает. Отличная актерская игра, обилие крупных планов, любопытные режиссерские решения сцен. Из зала зрители выходили неспешно и молча.

«Милый Ханс, дорогой Петр» – фильм кинорежиссера и сценариста Александра Миндадзе – участник 37 Московского международного кинофестиваля, трехкратный призер Фестиваля авторского кино в Чикаго, участник Международного Роттердамского кинофестиваля. Это совместный проект трех стран: России, Германии, Великобритании, — созданный «Студией «Пассажир» (Россия), AI Film (Великобритания), Ma.Ja.De Fiction (Германия) при поддержке российской компании Siam Consulting и Германо-российского фонда развития проектов совместного производства.

Милый Ханс

Кадр из фильма «Милый Ханс, дорогой Пётр»

Основные действующие лица – четверо немецких инженеров (Отто, Вилли, Ханс и Грета), работающих над созданием высокоточной оптики на советском заводе. Каждый из них заинтересован в результате: Отто получит известность, Вилли выплатит долг за дом в Германии, Грета вернется к своему маленькому ребенку, а Ханс – просто сделает то, что ему велят. Но как бы они ни старались, на выходе получается брак. Ссоры, драки и, в то же время, поддержка друг друга, вера в силу немецкой нации, симпатия и преданность – все есть в отношениях этой четверки. Напряженность и накал страстей настолько сильны, что однажды во время ответственной варки Ханс в нервном порыве устраивает взрыв и аварию, приведшую к пожару и смертям.

Кадр из фильма «Милый Ханс, дорогой Пётр»

Хочется отметить, что «дорогой Пётр» со своей семьей в двухчасовом фильме фигурирует в общей сложности минут пятнадцать. Мне показалось, это просто яркий представитель советского народа тех лет, призванный показать другую, не немецкую, сторону жизни, другого, напуганного и человечного, Ханса. В страхе, что его проступок раскроется, и он отправится в тюрьму, немецкий инженер становится на колени и умоляет советского рабочего молчать. Но Петра умолять не надо: ему самому грозит расстрел. Эта общая тайна теперь объединила их настолько, что Петр привел Ханса в семью и представил своим братом… Когда Петр с женой и двумя сыновьями уезжали, Ханс разыскал его, чтобы проститься, и они долго сидели плечом к плечу.

мать девочки

Кадр из фильма «Милый Ханс, дорогой Пётр»

Немецкий инженер, хоть и скуп на чувства, в глубине души раскаивается в содеянном, в том, что умерли люди, а в их числе девочка… Мать этой девочки Ханс узнал незадолго до аварии, и чувствовал непреодолимое желание загладить перед ней свою вину. Он даже разыскал ее по пути на очередную смену и молча по-человечески обнял. А мать – изможденная, натруженная женщина, и без того не знавшая радости, а после смерти дочери будто превратившаяся в тень, – она принимает эти объятия, чувствует в них какую-то опору, близость, но при первой возможности скрывается, не сказав ни слова.

АннаСкиданова

Кадр из фильма «Милый Ханс, дорогой Пётр»

Создатели фильма, как мне показалось, обратили пристальное внимание на тему одиночества в женской судьбе. Здесь и немка Грета, которая с тремя мужчинами была откомандирована на стекольный завод и билась в стремлении обратить на себя внимание милого Ханса. Здесь и мать девочки, чье усталое лицо и плотно сжатые губы напоминают нам о времени, когда советский человек был всего лишь винтиком в системе, тратя всего себя на труд во благо Родины. Рядом с ними и молодая девушка – гостья в Петровом доме, едва не закрутившая роман с молодым Хансом.

отдых

Кадр из фильма «Милый Ханс, дорогой Пётр»

Совершенно забываешь, что на дворе XXI век, настолько глубоко погружаешься в напряженную атмосферу 1941 года, когда кажется, что время еще мирное, но нависшая угроза держит в сильнейшем напряжении. В фильме практически нет музыки, в основном шумы, свойственные производственному процессу, бытовой жизни, природе. Их соединение тоже помогает прочувствовать приближение трагедии, которое лейтмотивом проходит через всю основную часть фильма.

Здесь нет взрывов, баталий, ранений – привычных нам кадров войны. Мы видим лишь ясный летний день и взвод веселых захватчиков, наперегонки мчащихся порабощать советский народ. Их командир – знакомый нам Ханс. Как всегда, холоден и циничен. Но вновь кажется, человечность и ему не чужда, когда, возвращаясь в знакомые места, где совсем недавно он был в командировке, где след его еще не остыл, он встречает преданную Грету – собака ждала и дождалась своего хозяина.

Последняя сцена лично меня восхитила и даже заставила замереть. Ханс приходит бриться к той самой, знакомой ему с довоенных пор, милой русской девушке, которой он нравился, и которая готова была завязать с ним отношения. Однако теперь она не скажет ему ни слова, лишь тщательно выбреет…

Из «минусов» отмечу неудачное наложение дублированного текста на оригинальный немецкий (практически весь фильм). И еще меня немного расстроила сцена с белым королем. Все-таки, по мере просмотра, проникаешься даже каким-то сочувствием к этим бездонным голубым глазам Ханса, но после того, что произошло между ними с Гретой… Хотя это, возможно, те самые, не до конца понятые мною, особенности немецкого мировосприятия.

Очень рекомендую фильм «Милый Ханс, дорогой Петр» к просмотру всем, особенно тем, кто любит нестандартное кино, кто интересуется психологией и, конечно, историей.

Автор: Юлия Бутырина