Рецензия на фильм «Кадавр»: Ханна. Несовершенное оружие
Обряд изгнания бесов из одержимой девушки по имени Ханна Грейс (Кирби Джонсон) оборачивается трагедией: один из священников погибает, и отцу приходится лично умертвить дочь. Спустя три месяца в Бостоне бывшая сотрудница полиции, Меган (Шей Митчелл), переживающая личный и профессиональный кризис, устраивается на работу в морг. Одно из первых же её ночных дежурств оборачивается странной историей: «Скорая помощь» привозит найденное на улице изуродованное тело вышеупомянутой особы. Затем в морг заявляется незнакомец и пытается выкрасть труп Ханны. А вскоре обнаруживается, что покойная покинула холодильник, весьма резво передвигается и изумляет окружающих прочими активностями, явно не свойственными мертвецам.
В последние годы, когда речь заходит о хоррорах, кажется, с более-менее одинаковой частотой можно услышать как о «втором рождении», так и о «кризисе жанра». Один тренд, впрочем, просматривается очевидно: напугать искушенного зрителя с каждым разом становится все сложнее, а серьезного успеха достигают лишь те фильмы, что отступают от привычных схем и предлагают по-настоящему нестандартные ходы (вспомним прошлогодние успехи «Тихого места» и «Реинкарнации»). «Кадавр» в этом смысле вряд ли сможет чем-то сильно удивить, хотя и расценивать его как абсолютный провал было бы чересчур.
Кадр из фильма «Кадавр»
Сценарий картины по большей части скроен из вполне типичных жанровых клише: обряд экзорцизма, оживший в морге мертвец, рефлексирующая из-за своих промахов офицер полиции – едва ли что-то из этого мы тысячу раз не видели ранее. Зато приятно удивляет сведенное к минимуму количество характерных для жанра алогизмов, вроде тех, когда персонажи вопреки здравому смыслу решают обязательно залезть в самый темный угол, самостоятельно проверить мрачный подвал, вместо того, чтобы вызвать помощь и т.п. Подобных примитивных глупостей, особенно свойственных «подростковым» ужастикам, англоязычный дебют голландского постановщика Дидерика Ван Ружена старательно избегает, а сюжет «Кадавра», хоть и простоват и не лишен осечек, с прочими штампами обращается довольно бережно. Видно, что авторы фильма при подготовке посмотрели не один хоррор, и в результате сотворили пусть и не блещущую оригинальностью и свежими идеями, но в целом нормальную, «рабочую», в меру кровавую историю средней руки.
Из-за небольшого хронометража (менее полутора часов) она не успевает надоесть, отчасти напоминая пилотную серию какого-то нового сериала – не из тех, что можно будет в конце сезона увидеть в числе признанных лауреатов, но которому вполне можно дать второй шанс и скоротать с ним время. Основная заслуга в том, пожалуй, принадлежит главной героине и сыгравшей её Шей Митчелл. Экс-модель и сериальная актриса тут оказалась на своем месте: полицейского она изображает достаточно достоверно, без картинных заламываний рук, подключая к делу логику и здравый смысл.
Кадр из фильма «Кадавр»
Главная героиня «Кадавра» по жанровым меркам вообще на удивление рассудительная, трезвомыслящая персона, которая не впадает в бессмысленные истерики без крайней на то нужды, а пытается, прежде всего, докопаться до истины и найти происходящему объяснение. Очевидно удачным ходом оказалось сделать центральным персонажем истории полицейского: рассчитывать на полноценный детектив, конечно, не следует, но элементы расследования в сюжете присутствуют, разбавляя не слишком изобретательные попытки нагнать на зрителя страху.
А вот на что еще надеяться не стоит, так это на объяснение, кто (или что) же такое этот самый «кадавр». Значение вынесенного в заглавие слова отечественному зрителю придется погуглить. Причем именно что только отечественному – в оригинале фильм имеет более прозаичное наименование: «Одержимость Ханны Грейс». В российском прокате фильм решили назвать латинским термином, обозначающим труп, используемый в научных, медицинских целях, при этом сопроводив бодрым тэглайном « Она умерла… Но это неточно».
Кадр из фильма «Кадавр»
Прежде чем добраться до наших кинотеатров, «Кадавр» уже успел собрать в мировом прокате 40 миллионов долларов (почти 15 из них пришлись на США) при бюджете менее чем в 8. Так что при всех недостатках и клише схема пока работает: массовый зритель желает быть напуган и на хорроры ходит по-прежнему с энтузиазмом. Малобюджетные фильмы ужасов, безусловно, в большей степени успешная бизнес-модель, чем серьезное искусство. Но, учитывая растущую конкуренцию в жанре и все более разборчивую публику, аудиторию все чаще требуется не только пугать, но и качественно удивлять. И уже в скором времени это может стать ключевым фактором, определяющим успех хорроров (в том числе и финансовый), а оригинальность сюжета будет восприниматься не как вычурность и авторское высказывание, а как необходимый и достаточный уровень. Но это неточно.
В кино — с 28 февраля 2019 года. 18+
Текст: Кирилл Жогин