Рецензия на фильм «Догмэн»
Современное итальянское кино находится на подъёме, с этим сложно поспорить. Каждый год рожденные на Апеннинском полуострове кинематографисты штурмуют фестивали в Каннах, Венеции, Соединённых Штатах. При этом их творчество очень многолико. Кто-то по примеру Паоло Соррентино очарованно насмехается над буржуазным глянцем, кто-то, как Нанни Моретти, открыто высмеивает итальянцев, их быт и нравы, а кто-то, как Маттео Гарроне, рискует приоткрыть завесу тёмной стороны жизни Италии. В своих лентах Гарроне не боится с практически документальной точностью воспроизвести жизнь окраин и страхи простых людей в сложных ситуациях, которые им подбрасывает жизнь. Даже сказки в исполнении итальянского мастера обретают кровавую реалистичность и играют новыми красками актуальности. После коммерческой неудачи в лице «Страшных сказок» Маттео Гарроне возвращается к теме человеческого выбора в духе своих предыдущих картин — «Гоморра» и «Таксидермист».
«Догмэн» — небольшая парикмахерская для собак, которой заведует Марчелло (Марчелло Фонте). Он всей душой любит своё дело, вкладывая душу и доброту в уход за собаками. У него есть дочь, которой Марчелло так хочет показать красоту мира и с которой он делит хобби – подводное плавание. Но у иллюзорной идиллии жизни Марчелло есть обратная сторона – его терроризирует сосед Симоне (в исполнении Эдоардо Пеше), нелюбимый всей округой. Дело грумера не приносит большого дохода, и Марчелло приторговывает наркотиками, но в остальном его жизнь обычна и непримечательна, он находится в счастливом забытье, откуда его изредка выдёргивает крепкая рука Симоне. В один момент маленький человек окажется перед выбором, после которого вернуться в обычную жизнь он уже не сможет.
Кадр из фильма «Догмэн»
Новая лента Маттео Гарроне основана на реальных событиях криминальной хроники пригорода Неаполя. Сюжет в общем-то довольно предсказуем, но впечатление от фильма он не уносит. Постепенное развитие персонажей, их скрытых сторон и будничный распорядок пригородов, в которых творятся ужасные вещи, поглощает зрителя. Умелая работа оператора, Николая Брюэля, позволяет рассмотреть героев в и привычной среде и прочувствовать их переживания.
Работа Марчелло Фонте, сыгравшего главную мужскую роль, была отмечена высшей наградой Каннского жюри 2018 года. Их выбор не вызвал такого широкого обсуждение, как присвоение главной награды «Магазинным воришкам» Хирокадзу Корееды – критики также сочли исполнение Марчелло Фонте безупречным. Его герою сочувствуешь и хочешь помочь, как потерянной дворняжке. Кажется, что персонаж Марчелло лучится добротой и сопереживанием, он на своём примере хочет доказать, что к любой собаке, сколь огромной и злой она ни была, можно найти подход. Таковы же и его отношения с людьми – он заботится о них, вот только им до него нет дела.
«Догмэн» из статичного материала криминальной хроники создаёт поэму человеческому терпению и доброте, придавая извечному противостоянию Давида и Голиафа новые краски неизведанной Италии. Драма маленького человека, которому приходится пойти против своего естества – вечный сюжет, в основе которого Маттео Гарроне видит равнодушие окружающих.
В кино — с 15 ноября 2018 года.
Текст: Анна Неустроева