Рецензия на фильм «Движение вверх»

Спортивная драма, «Движение вверх», окончательно развеяла миф о том, что картины подобного жанра не пользуются спросом у российского зрителя, став самой кассовой отечественной лентой за всю историю нашего кинопроката.

События разворачиваются в 1972 году. Тогда советская сборная по баскетболу обыграла в финале непобедимую команду из США. Наши спортсмены вырвали победу буквально на последних секундах. В основу фильма легла одноименная автобиографичная книга легендарного баскетболиста — Сергея Белова.

Кадр из фильма «Движение вверх»

Конечно, «Движение вверх» — это в первую очередь художественное кино. Много вымысла, хорошей игры актеров и накала страстей. Хотя нет. Накала страстей хватало и в жизни. Тут, как раз, сделано всё почти документально. Если вы думаете, что картина о баскетболе, то это не так. Баскетбол — это всего лишь предлагаемы обстоятельства. «Движение вверх» — это фильм о людях, их судьбах и той эпохе. Эпохе советского спорта и невозможных побед.

Победить американцев в баскетбол — это примерно то же самое, как сборной Бразилии выиграть у России в хоккей. И тем выше становится градус накала истории в фильме, и тем больше зритель не верит в происходящее на экране. Но в спортивной части история сложилась именно так. Главный тренер советской команды, Владимир Кондрашин (прим. ред. — в картине его имя было изменено на Владимира Гаранжина по требованию вдовы), которого в фильме играет Владимир Машков, сделал невозможное. Он заставил поверить команду в победу. И именно психологический фактор сыграл очень большую роль в этом матче, ведь на баскетбольной площадке происходит целая человеческая драма, битва человеческих душ и сердец.


Кадр из фильма «Движение вверх»

Владимир Машков великолепно вошел в образ главного тренера страны по баскетболу. Честный, уверенный в себе и знающий, что он делает, человек. Но даже таким людям приходится идти на сделки с совестью из-за своих близких. Машков стал олицетворение настоящего мужчины в этом фильме. Человека, который за доли секунды, может принять единственное и правильное решение. Владимир Машков очень много смотрел записи с Владимиром Кондрашиным и максимально постарался перенести его на киноэкран. Получилось, на самом деле, очень похоже.

Одну из ключевых ролей в картине – капитана сборной и ведущего игрока «Жальгириса», Модестаса Паулаускаса, — сыграл литовский актёр Джеймс Тратас, который уже завоевал сердца российских поклонниц. Роль литовского баскетболиста, который хочет нелегально вернуться в Литву, но сам еще не уверен в этом, удалась ему на 100%. Его герой мечется между дружбой и желанием жить на свободном западе, и для него в фильме это очень трудный выбор.

Кадр из фильма «Движение вверх»

Молодые актеры, Иван Колесников и Кирилл Зайцев, не потерялись на фоне именитых коллег — Владимира Машкова и Андрея Смолякова. Роли Сергея и Александра Белова в фильме — одни из самых важных и главных. И они получились живыми и настоящими. Сергей Белов был, как сейчас говорят, интровертом, но при этом настоящим лидером — самоотверженным, с горящими глазами. Человеком, одержимый победой. И именно это, наверное, и сыграло, решаюшую роль в этой истории.

Отдельно надо отметить великолепную операторскую работу Игоря Гринякина, оператора фильмов «Адмирал», «Территория» и «Высоцкий. Спасибо, что живой». Камера буквально летает по площадке за мячом, поворотные съемки на 360 градусов поражают воображение, а прыжки и броски в режиме slow-motion — великолепны. При съемке баскетбольных матчей в «Движении вверх» использовали шесть камер. Перемещавшаяся по тросам под потолком камера-«паук» отвечала за скорость и географию спортивных элементов. Другая камера постоянно находилась в гуще событий, будучи шестым «игроком» на поле. Третья работала на крупные планы, четвертая снимала исключительно соперников советской сборной. Еще одна камера отвечала за рост и ракурс и, наконец, камера-«рапид» фиксировала происходящее, замедляя время. Воедино все сигналы с площадки сводила синхронизирующая аппаратура QTAKE.

Кадр из фильма «Движение вверх»

В итоге мы можем увидеть просто великолепную картинку, снятую на огромных скоростях со спецэффектами, которые вы, скорее всего, даже не заметите при просмотре. Режиссер, Антон Мегердичев, выступил также и режиссером монтажа в фильме и смог превратить огромный объем материала в шикарное спортивное зрелище, выбрав именно самые впечатляющие моменты. Вообще, режиссерская работа в фильме заслуживает отдельной награды, и будем надеяться, она найдет своего героя.

Фильм удался, об этом теперь можно сказать с полной уверенностью. Зрители проголосовали за него рублем, и картина оправдала свое название, взлетев вверх в прокате, что вполне заслуженно. Отличная игра актеров, великолепная операторская работа, невероятная спортивная история, которая лежит в основе, заставят зрителя не отрываясь смотреть «Движение вверх». И эти два часа фильма однозначно стоят того, чтобы посмотреть их в кино.

В кино — с 28 декабря 2018 года.

Текст: Дмитрий Шилов