Рецензия на фильм «Герой» с Димой Биланом и Светланой Ивановой
По-весеннему легкая и непринужденная романтическая мелодрама, заряжающая позитивом и верой в прекрасную любовь. Пожалуй, именно так можно описать новый военно-исторический фильм режиссера Юрия Васильева. В главных ролях блистают наши восходящие все выше звезды – Дмитрий Билан (поздравляем с дебютом!) и Светлана Иванова. Фильм о любви поручика Андрея Долматова и княжны Веры Чернышовой, которая началась в 1914 году и возродилась спустя век между их правнуками. Рабочее название проекта – «Музыка во льду» — отсылает к строкам Бориса Пастернака, содержательно передающим эпоху начала ХХ века. Однако это поэтичное название так и оставили рабочим: создатели фильма побоялись ассоциаций зрителя с Евровидением и ожидания песен от главного героя. Да, герои Билана в фильме совсем не поющие, но сам артист порадовал фанатов лирической песней в титрах.
И все-таки, по порядку. Критиковать фильм не хочется, хотя поводов для этого предостаточно. Причем, претензии лично с моей, как зрителя, стороны коснутся даже не актеров, а скорее режиссера. Сам Юрий Борисович Васильев в одном из своих интервью признался, что ему досталась великолепная команда, которая сама все делает, а на его долю выпало «ходить и улыбаться». Команда и вправду оказалась талантливая: красиво сняты кадры в Париже, впечатляют картины Ледяного похода, органично передана атмосфера дореволюционного светского общества. Но в каждой сцене как будто недожали, «недочувствовали», что ли. Очень не хватает пауз, которые позволили бы и актерам, и зрителю вдуматься, ощутить остроту действительно трагических исторических событий – Первой Мировой войны, падения Российской Империи, Гражданской войны. Основная мысль режиссера прослеживается с огромным трудом, порой даже кажется, что о ней из съемочной группы знал только он и никто более.
Дима, безусловно, старался добиться хорошего результата, вжиться в роли и ко всему существовать в двух совершенно разных временных отрезках. Артист буквально «искромсал» себя, приложил много физических и моральных усилий, психологически настраивал себя при помощи музыки так серьезно, что, по его собственным признаниям, едва не сошел с ума. Главное, что уже после съемок Дима осознал – зря настолько сильно растрачивался, можно было и «сэкономить». Может быть, именно в этом отличие профессионального актера: он точно знает метод, использует четкие приемы и критерии для достижения результата и поэтому не имеет нужды расшатывать собственную психику. Просто этому учатся. А Билан – профессиональный оперный певец, работающий в шоу-бизнесе. Ему, действительно, было бы проще сыграть самого себя, но и с ролями Андрея Куликова и его прадеда артист справился, на мой взгляд, достойно. Во всяком случае, игра Дмитрия небанальна и лишена напускной театральщины, чего можно было бы ожидать от звезды шоу-бизнеса. А в паре со Светланой Ивановой, героине которой всего 16 лет, Билан смотрится очень мужественным и сильным, настоящим героем.
Вообще, если честно, название фильма «Герой» вызывает вопросы: кто герой, почему герой, как это должно было проявиться? Из сюжета совершенно не складывается образ Андрея Долматова (и уж тем более Куликова) – героя. С тем же успехом можно было назвать проект «Благородный поручик» или «Просто хороший человек». Хотя, может быть, речь о том, что прадед является героем снов своего потомка?..
Что касается актерского состава, в картине снялись такие признанные актеры, как Александр Балуев, Юлия Пересильд, Александр Адабашьян, Марат Башаров. Многие из них сыграли в фильме две роли: в начале ХХ века и в наши дни. Конечно, играть в команде с непрофессиональным актером – особая задача. Так хотелось сказать «верю», но что-то мешало. Мне искренне понравился момент расставания княжны Ирины (Юргита Юркуте) и предпринимателя-эмигранта Терещенко (Александр Балуев), вот тогда возникло долгожданное еще только предчувствие правды. Которое, однако, моментально испарилось с появлением в кадре барона фон Ливена (Марат Башаров).
Весьма забавным мне показался образ Александра Адабашьяна, этакого шутника, потомка русских эмигрантов в Париже. Но безудержное веселье всего зала, конечно, вызывало появление в кадре Александра Васильева. Кстати, возможно, этот факт тоже снимает драматизм истории, создавая настроение сериальной легкости.
В качестве заключения хочется рекомендовать фильм к просмотру следующим категориям зрителей. Во-первых, детям от 12 лет (и даже немного раньше) – в фильме нет кровопролитных баталий, страшных братоубийств, и даже сцена близости Андрея Долматова и Маши Куликовой показана весьма скромно. Во-вторых, людям, способным оценить красоту, – действительно радуют глаз яркие пейзажи, изысканные наряды, а также русско-балтийский автомобиль-легенда в отличном состоянии. В-третьих, всем, кто планирует заниматься в своей жизни кинематографом – всегда лучше учиться на чужих ошибках.
«Герой» в кинотеатрах страны уже с 31 марта!
Автор: Бутырина Юлия