Рецензия на фильм «Бергман»
«Бергман» — работа шведского режиссера, Яне Магнуссон, у которой в оригинале есть еще подзаголовок «ett år, ett liv» — «один год, одна жизнь». Магнуссон уже снимала документальный фильм про того же Бергмана в 2013 году – «Вторжение к Бергману». Картина этого года приурочена к 100-летию великого режиссера, которое празднуют по всему миру. Премьера состоялась на Каннском фестивале, где фильм был номинирован на «Золотой глаз».
Как ясно из подзаголовка, внимание создателей документального фильма сосредоточено на одном году из жизни Бергмана – 1957-м. Он стал поворотным в карьере шведского классика, как утверждают исследователи его творчества. Этот год он начал с премьеры «Седьмой печати», за которой последовала не менее ошеломительная премьера «Пер Гюнта» на сцене, поместившая его на театральный Олимп. Затем перечисляются еще пара телефильмов, постановка «Мизантропа» Мольера в театре, а также один из его шедевров – «Земляничная поляна», который он успел написать, снять и показать на большом экране в течение одного этого года. О невероятной плодовитости и производительности Бергмана ходят легенды, но вряд ли это можно прочувствовать, пока вот так не оказываешься поставлен перед фактом. Мало того, повествование фильма ответвляется от указанного года то в прошлое, то в будущее, цепляясь за определенные темы, которые были характерны для режиссера.
Кадр из фильма «Бергман»
Таких тем в фильме несколько. Во-первых, это его творчество, конечно. Закадровый голос режиссера рассказывает о том, насколько Бергман был увлечен работой. «Он просто не мог опустить ручку и перестать писать», — говорит в одном из интервью кто-то из его тогдашних коллег. Его трудоголизм был известен всем. Даже лежа в больнице (в 57-м году режиссер был госпитализирован с язвой желудка), он продолжал творить, именно там он написал сценарий «Земляничной поляны». Шаткое здоровье и постоянные проблемы с желудком – это вторая сквозная линия фильма. Отдельный эпизод рассказывает о том, что единственное, чем Бергман питался на съемочной площадке, был шведский йогурт и печенье. Кадры хроники, фотографии и воспоминания очевидцев рассказывают о том, что режиссера действительно постоянно сопровождала упаковка печенья, а остальная группа развлекалась тем, что пыталась стащить его так, чтобы Бергман не заметил. Чаще всего он замечал – и тогда гнев его был страшен.
Необузданный темперамент и мания величия – следующая тема, которой в фильме уделяется особое внимание. В основном это касается уже более позднего периода жизни режиссера (действие только примерно придерживается 57-го года, делая, порой, довольно длительные отступления). В 70-х Бергман вернулся из Германии, где прожил несколько лет после того, как в Швеции его обвинили в неуплате налогов. Обиженный режиссер вернулся на родину победителем и тираном. Вся кино-, теле- и театральная индустрия отныне принадлежала ему. Никто не смел сказать слово против, он был одним из самых (если не самым) влиятельных людей в Швеции. Нарезка из кадров хроники наглядно показывает, как он срывается на подчиненных во время съемок фильмов или на репетициях спектаклей, требуя тишины.
Кадр из фильма «Бергман»
С одной стороны, это смонтированно так, чтобы вызывало комический эффект, да и коллеги вспоминают об этом, посмеиваясь. С другой, с той поры прошло уже больше 20 лет, а в то время всем им было не до смеха. Особенно запоминается эпизод, где рассказывается о повторной постановке «Мизантропа» (1995 год). В молодом талантливом актере Торстене Флинке, исполнителе главной роли, он увидел соперника и сорвался на нем в приступе гнева. В коротком отрывке интервью самого Флинка мы видим, что ему до сих пор сложно об этом вспоминать.
Ну и конечно же, это был бы не фильм о Бергмане, если бы не была затронута его личная жизнь. Сама Магнуссон за кадром комментирует это как «полный бардак», да и многие интервьюируемые отзываются в том же духе. Лив Ульман, его любовница и подруга, не может вспомнить всех актрис, с которыми Бергман заводил романы в свое время, при том, что был официально женат три раза. Но, как признается сам режиссер в интервью разных лет, семейная жизнь никогда не была его сильной стороной. Всего себя без остатка он отдавал творчеству, забывая дни рождения детей, но помня даты премьер фильмов. Это – оборотная сторона гения.
Кадр из фильма «Бергман»
Как можно судить из вышесказанного, фильм «Бергман» – вовсе не ода знаменитому режиссеру. Он старается (несколько хаотично и сумбурно) осветить режиссера со всех сторон. Мельком упоминается его юношеское увлечение нацизмом и поддержка Гитлера, от которой он, впрочем, полностью отказался позднее. Кроме того, в фильме раскрывается другой немаловажный порок режиссера – его патологическое вранье. Из интервью с его старшим братом, Дагом, мы узнаем о том, что Бергман присвоил себе кое-что из детских переживаний брата. Так, например, наказания сурового отца-священника доставались всегда Дагу, а не пай-мальчику Ингмару. Это заставляет посмотреть на некоторые его фильмы (например, на «Фанни и Александра») с другой стороны. Примечательно, что Бергман запретил к показу это интервью с братом, оно всплыло уже относительно недавно.
Таким образом, складывается сложный и неоднозначный портрет гения, который был признан лучшим режиссером всех времен и народов – в 1997 году в Каннах ему была присуждена «Пальмовая ветвь пальмовых ветвей». Он – единственный, кто удосужился этой награды на сегодняшний день. И как верно заметил психолог на единственном сеансе терапии, на котором Бергман побывал за свою жизнь, «если убрать из этой личности все неврозы, то он перестанет снимать кино». Этот фильм не оправдывает Бергмана, наоборот, он заставляет взглянуть на его темные стороны. Но история все же остается неизменной – шведский режиссер по праву заслужил свои награды и славу.
В кино — с 9 августа 2018 года, 12+
Текст: Александра Канапина