«Призрачная нить» Дэниела Дэй-Льюиса и Пола Томаса Андерсона
По официальному заявлению исполнителя главной роли, Дэниела Дэй-Льюиса, — это его последняя работа в кино. После съемок в фильме Пола Томаса Андерсона, трехкратный лауреат премии «Оскар» (за фильмы «Моя левая нога», «Линкольн» и «Нефть») решил закончить актерскую карьеру. Картина стала его второй совместной работой с этим режиссером, и оба снова получили номинации на главную премию года, а сам фильм получил шесть номинаций в целом.
Дэй-Льюис играет знаменитого кутюрье Рейнольдса Вудкока, создающего в своем доме в Лондоне шедевры, о которых мечтают все модницы страны. При этом он остается закоренелым холостяком, ведущим давно устоявшийся образ жизни, а самым верным другом и спутником остается его сестра Сирил (Лэсли Мэнвилл). Но все это меняется, когда он встречает Альму (Вики Крипс), которая становится его новой музой.
Кадр из фильма «Призрачная нить»
Фильм буквально утопает в мягкой музыке Джонни Гринвуда и красивых платьях. Дэй-Льюис, который славен своей тщательной подготовкой к ролям и полным перевоплощением в героя, несколько месяцев проработал подмастерьем главного костюмера нью-йоркского балета и в итоге самостоятельно воссоздал одно из платьев Balenciaga. Что же касается музыки, то она мягко обволакивает эпизоды фильма, часто начинаясь с небольшим захлестом – на конце предыдущей сцены, плавно выводя зрителя в следующую. Все это – шикарные костюмы, исторические изящества английских интерьеров, нежная музыка – создает атмосферу лоска и утонченности высшего света Британии. Но это только внешняя оболочка, фасад, за которым скрываются настоящие чувства.
Дэниел Дэй-Льюис изобразил типичного капризного гения, которому для творчества требуется, с одной стороны, строгий распорядок дня, а с другой – источник вдохновения извне. Во всем доме он – единственный мужчина, его клиентки – сплошь графини да светские львицы, и ему несомненно льстит такое общество. Но дело в том, что все эти женщины, от любимой сестры до последней швеи, благоговейно преклоняются перед ним. Ему же нужно нечто другое, пусть он и не отдает себе в этом отчета. И тут в его жизни появляется Альма.
Кадр из фильма «Призрачная нить»
Актриса Вики Крипс прекрасно воплотила в жизнь тихую серую мышку: немного сутулую, немного неуклюжую, с нежной улыбкой и неожиданно твердым взглядом. Она первая решается противостоять своему возлюбленному, разрушая атмосферу беспрекословного поклонения. Будучи в восхищении от его таланта, она все же находит в себе мужество сопротивляться его ребяческим капризам. Так начинается «укрощение строптивого». Важной фигурой для героя является его мать, о которой он постоянно вспоминает. В лице красивой, хрупкой, но упрямой и темпераментной Альмы он находит этот образ, то, чего ему так не хватало – человека, который будет ему противостоять.
Дуэт этой пары хорошо читается в двух сценах. Одна – на середине фильма. Альма готовит сюрприз Рейнольдсу – ужин и вечер на двоих. Он же не из тех, кто любит сюрпризов, и сцена заканчивается взрывным диалогом. Оба разговаривают на повышенных голосах, как будто не слыша друг друга. Все потому, что они пытаются вести себя, как обычная пара, делать вещи, которые принято делать в отношениях. Но дело в том, что их роман – далек от обычного. И когда, наконец, оба приходят к этому пониманию, случается уже совсем другая сцена, почти в самом финале.
Кадр из фильма «Призрачная нить»
Снова ужин, Альма готовит, Рейнольдс наблюдает за ней. В отличие от прошлого раза, они почти не говорят, все напряжение – во взглядах. И только под конец сцены с помощью нескольких слов, они находят гармонию, которая связывает их призрачной нитью. В последних же кадрах завершается рассказ Альмы, который сопровождает весь фильм, и окончательно расставляет все фигуры по своим местам.
Душевная, трогательная лента выходит в прокат 15 февраля 2018 года (превью — с 10 февраля). 16+
Текст: Александра Канапина