Послание к человеку 2018: Международный конкурс. Игровое 1. Дайджест

«Чулки» (Швеция, 2017, 11 минут)

Начнём наш дайджест  с призёра МКФ “Послание к Человеку”, фильма скандального шведского режиссёра Йоханны Риттер — “Чулки”. Фильм взял награду в номинации “Лучший короткометражный игровой фильм”.

Фильм необычный. Вы не увидите ни одного лица героев, за исключением огромной, немного жуткой искусственной головы ребенка примерно пяти лет. Все планы — это бесконечные ноги героини. Она в нижнем белье и примеряет одежду для свидания. Все 11 минут — это диалог матери с сыном. Попытка обмануть будущего кавалера в том, что героиня не имеет детей, а этот ребёнок просто под присмотром.

Как сказала режиссер перед показом, это фильм о равенстве и полноправии женщин. Некий феминисткий посыл, но высказан он через гротеск и абсурд ситуации. В Европе мать — это полноправный член общества, и ситуация-перевертыш, создана специально для усиления эффекта протеста зрителя! Очень необычно и креативно.

Йоханна Ритель окончила университетский Колледж искусств, ремёсел и дизайна в Стокгольме в 2004 году. Ее фильмы сняты в сложной художественной манере. В них затрагиваются острые актуальные вопросы гендерной принадлежности, власти и самоидентификации. Она говорит на эти темы откровенно и делает ставку на личное, создавая художественную форму, доступную неискушенному зрителю. Режиссер исследует такие спорные темы, как благородство, расизм, феминизм, отношения между животными и людьми, табу и публичное проявление сексуальности, аборты и порно.

Кадр из фильма «Чулки»

 «Блэкджек» (Швейцария, Франция, 2017, 22 минуты)

Режиссёр Лора Мюр-Раво родилась в Бордо. Имеет степень по философии, истории кино и литературе. Работала стажером на кинофестивалях и в кинопроизводстве. В 2017 году окончила Высшую школу искусств в Лозанне (ECAL). Премьеры ее короткометражных фильмов “Joconde” и “Côtécour” состоялись на международном кинофестивале в Локарно.

Лейла — крупье. Носит короткую стрижку и работает в ночном казино, в основном, среди мужчин. Она и сама, как мужчина.. Бесполое существо. Жизнь по системе. Всё эмоции скрыты. Каждое утро она возвращается в свой отель. Второго персонажа, её соседа, зовут Камиль. Когда Лейла видит его впервые, он стоит на своем балконе, в слезах и очень расстроен. Через тонкие стены комнат слышен его разговор о расставании с кем то. Окна всегда занавешены. Словно постоянный ореол тайны.

Яркий момент фильма — это танец коллеги Лейлы. Мужчина раскрепощенно двигается, смакуя каждую минуту песни. Он зовёт Лейлу потанцевать с ним, но она в своём внутреннем мире.

Изменит ли ночь с Камилем её жизнь? Скорее, нет. Это словно карточная игра, блэкджек, а вот будет ли она стратегией, выходом в дальнейшей жизни героев? Или это минута притворства? Один карманник, другой/другая замкнутый крупье. Встретились. Разошлись. И все заново..

Кадр из фильма «Блэкджек»

«Страх» (Германия, 2018, 14 минут)

Откровенно история раскрыта плохо. Если не читать описание к фильму, будет сложно понять происходящее на экране. Двое юношей. Старые знакомые. Эмигрировали в Германию. Встреча. Отторжение. Вновь встреча. Трагедия. Попробуем немного разобраться.

Михаилу пришлось бежать в Германию, потому что в Чечне преследуют людей нетрадиционной сексуальной ориентации. В Берлине он нашёл работу, дом и новых знакомых. Но, оказывается, и здесь он должен жить по правилам  общины. Однажды Михаил встречает на улице друга детства…Община представлена в образе хозяина кафе. Он, как отчим для Михаила, но! Манера поведения странная, его прикосновения к подростку двояки. Плюс действие почти всегда происходит ночью. Чтоб никто не видел, никто не узнал. Герой слаб, скован постоянным страхом и именно это толкнет его на непоправимый шаг. Вроде все понятно, но хотелось больше деталей и раскрытия причин именно с социальной и политической точки зрения.

Кадр из фильма «Страх»

“Matria»  (Испания, 2017, 20 минут)

С трудом справляясь с изматывающей повседневной рутиной, Рамона пытается найти спасение в отношениях с дочерью и внучкой. Её утро начинается с приготовления еды для нерадивого псевдо-мужа. Поездки на велосипеде на работу, она сортировщица на рыбном заводе. Приём лекарств. Героиня больна, но нам не уточняют чем. Она украдкой плачет от несправедливости начальства, пытается везде успеть. Каждый день словно борьба за выживание и вечный бег. Только оказавшись на матче по баскетболу у внучки, она остановится. И словно превратится в статую. Это её выбор, но сострадание у зрителя полное. Нелёгкая судьба обычной женщины, несущей свое бремя из года в год.

Режиссер Альваро Гаго родился в 1986 году в Виго, (Галисия, Испания). Получил красный диплом по специальности аудиовизуальная коммуникация. Затем переехал в Чикаго, где изучал режиссуру и театроведение в North Park University. В 2009 году переехал в Лондон. Альваро работал над короткометражным фильмом “Дореми” в качестве второго режиссера, соавтора сценария и монтажера. Фильм был показан на многих европейских фестивалях. В январе 2011 года он поступил в престижную Лондонскую киношколу. Альваро Гаго — монтажер короткометражного документального фильма “Кожа” и короткометражного игрового фильма “Губная помада”. Оба фильма были показаны и получили призы в Европе и Южной Америке. В настоящее время режиссер работает над сценарием своего первого полнометражного игрового фильма.

Кадр из фильма «Matria»

“Календарь” (Россия, 2017, 29 минут)

Фильм — призер 71-го Каннского фестиваля в  программе “Синефондасьон”. Режиссер, Игорь Поплаухин, — выпускник Московской школы нового кино. Фильм был снят на киностудии “Порядок слов” в Санкт-Петербурге, продюсером картины выступили Константин Шавловский и Александра Ахмадшина.

“Календарь”— это фильм о женщине средних лет, вполне обычной с виду, но которую мы застаем в совершенно необычных обстоятельствах. Она куда-то держит путь, меняет виды транспорта, пересаживается на попутки. Ей звонят, судя по ответам, это близкие и коллеги, но мы видим, что она недоговаривает и даже врет им о своем местонахождении. Ближе к концу фильма мы узнаем, куда она ехала и что с ней там происходит. И узнаем ли?

Этот кинотекст держит в напряжении: вот героиня едет в маршрутке, высаживается на обочине трассы, впереди лес… Потом на попутке с подростками снова едет в неизвестном направлении. Ты думаешь, что сейчас с ней произойдет что-то страшное, что вот-вот все станет понятно! Сопоставление материальных ценностей. Люди, опустившиеся до инстинктов зверей. В “Календаре” ты все время находишься в плену своих ожиданий и представлений. Это вообще фильм, который по большей части происходит в голове у зрителя: ты вынужден домысливать предлагаемые ситуации. И некоторые кадры просто шокируют. Да, это как раз та самая школа Нового кино, где зритель становится участником сценария, может домыслить свое.

Потрясающие сопоставления обычного мира, VR и полёта в финале. Страшный. Почти чёрный, исписанный календарь, где многочисленные зачеркнутые даты пугают своей реальностью и второй жизнью героини. Хочется увидеть эту историю в полном метре. Она дееспособна и будет интересной для зрителя. Ведь в сценарии и в фильме очень точный баланс между тем, что рассказано и не рассказано. И, конечно, потрясающая операторская работа Евгения Родина. Наслаждаемся. Размышляем. Смотрим.

Текст: Анастасия Белякова