«Пазманский дьявол»: « На самом деле все просто»
Если еще лет 5 назад кинотеатры неохотно брали фильмы в жанре «спортивная драма», то сегодня ленты подобного рода просто заполонили экраны. В год выходит по 2-3 картины про спорт. Только за 2016 год вышли как минимум три работы, посвященные только боксу и боям без правил, — «Каменные кулаки» с Робертом де Ниро, «Спарта» Николая Кудряшова и «Молот» с Алексеем Чадовым. Из трех перечисленных только последняя более-менее заслуживает внимания. Тем не менее это говорит о том, что фильмы про спорт больше не пугают российского зрителя, и он вполне охотно «голосует» за него рублем. Однако среди такого обилия спортивных драм, построенных по единому принципу, можно пропустить действительно хорошую ленту. «Пазманский дьявол» — одна из них. Трейлер — как трейлер типичного спортивного байопика. Плакат еще хуже — глядя на него, складывается ощущение, что эта троица неудачников идет грабить мелкое казино. Хотя на афишу вынесен кадр с одной из первых сцен в фильме, которая и заявляет нам о характере главного героя.
Кадр из фильма «Пазманский дьявол»
В центре внимания картины Винни Пазиенца — молодой перспективный боксер из Род-Айленда, чья карьера в самом расцвете. Он бешенными темпами прорывается к успеху, сметая все на своем нелегком, однако, пути. После неудачного боя его менеджер тут же списывает парня со счетов и публично советует ему завершить карьеру. И это в 27 лет. Конечно, пылкий итальянец не намерен сдаваться — он находит нового тренера и вновь начинает карабкаться в верх, на вершину боксерской славы. И вот, перепрыгнув целых 2 весовые категории, «Пазманский дьявол» становится чемпионом мира в среднем весе. У главного героя теперь есть все, о чем мечтает счастливый человек: чудесная семья, любящая и поддерживающая его, чемпионский титул, деньги, слава, красивая подружка. Но в одночасье Винни из успешного спортсмена превращается почти в калеку. Он попадает в автоаварию, в которой ломает шейные позвонки. Чудом оставшись в живых и не парализованным, спортсмен наотрез отказывается забыть про карьеру боксера. И тут начинается новый тяжелый путь к успеху.
Кадр со съемок фильма «Пазманский дьявол»
Сюжет — классический со стандартными связками: «успех — авария — неудача», «тренер-спортсмен». В целом, картина получилась самой обычной. Про оригинальность, возможно, сложно говорить, ведь в основе лежит реальная история. И, конечно, когда ты проживаешь ее вместе с героем Майлза Теллера, становится немного не по себе — какие адский муки и трудности вынес реальный Винни Пазиенца ради своей мечты. Безусловно, это достойно уважения и восхищения. Хотя подобных историй великое множество и не только в спорте. Беда, как говорится, закаляет. Несмотря на то, что в основном все внимание уделено именно труду Винни, авторы, как бы между делом, затрагивают и другую сторону этой борьбы — кому на самом деле сложнее в подобных случаях: спортсмену, его близким или тренеру? Определенно, в таких ситуациях у каждого своя ноша и своя боль, свои моменты отчаяния и приступы неистовой борьбы или желания полной капитуляции перед трагедией. Создатели «Пазманского дьявола» решили убрать всю лирику из фильма. Здесь нет лишних эмоций. Даже мать героя лишена излишних переживаний. Лишь моменты, когда миссис Пазиенца «смотрит» матчи, говорят о ее истинных чувствах. Особенно то, как она наблюдает финальный бой сына.
Продюсер Брюс Коэн: «Всегда непросто, когда делаешь фильм, основанный на реальных событиях. Нужно сохранить подлинность, но также заставить историю работать, а для этого нужны интересные завязка, финал и увлекательное развитие сюжета. Я думаю, Бен проделал блестящую работу, и у него вышел отличный фильм, который зацепит зрителей и найдет отклик в их сердцах».
Кадр из фильма «Пазманский дьявол»
Актерский состав в фильме подобран блестяще. Майлз Теллер, исполнитель Винни, вновь примерил на себя роль человека, одержимого мечтой. Он уже играл подобного персонажа в драме Дэмьяна Шазелла — «Одержимость». После «легких» ролей в таких лентах, как «Дивергент» и «Фантастическая четверка», актер искал что-то более глубокое и драматичное. «Пазманский дьявол» был именно тем, чего Майлз так долго ждал. Ради этой роли артист занимался боксом в течение 8 месяцев 6 раз в неделю по 2 раза в день. Он даже набрал в весе, как его герой. Во время съемок Теллеру пришлось надеть громоздкий и тяжелый аппарат «Хало»: «Металлический корсет больно сжимал мою голову, и я должен был носить его целый день. Это стало настоящим испытанием для меня: я представлял, как аппарат вонзается в кожу, и одновременно старался воспроизвести акцент Род-Айленда перед теми, кто реально оттуда. Столько испытаний за один фильм у меня еще не было».
Реальный Винни Пазиенца комментирует свои действия сегодня так: «Это какое-то безумие: то, что вы видите на экране, реально случилось со мной когда-то. Я оглядываюсь назад и прихожу в ужас. О чем, черт побери, я только думал, занимаясь с болтами в черепе, сломанной шеей с шурупами, упирающимися прямо в мускулы, которые вообще трогать не надо?! Все это довольно дико».
Кадр из фильма «Пазманский дьявол»
Тренера сыграл известный актер — Аарон Экхарт, который прилично изменил свой внешний вид ради этой роли. Мы привыкли видеть его в качестве смелого героя — «Темный рыцарь», «Падение Олимпа», «Вкус к жизни», «Я, Франкенштейн» и др. Здесь же он предстает перед нами лысым и с приличным брюшком. Но все таким же харизматичным, брутальным и нацеленным на победу. Именно благодаря его игре, ты начинаешь задаваться вопросом: «А ты бы решился ты взять на себя такую ответственность и вести к победе человека, который поставил на кон все?» Сказать, что подобное решение для каждого человека является архисложным, наверно, не сказать ничего. А что было бы, если бы Пазиенца умер во время тренировок или же остался калекой? Почему-то все ленты умалчивают об этом, экранизируя лишь истории успеха. Но ведь есть и другая сторона. Но, видимо, миру нужны только рассказы про победу.
Кадр из фильма «Пазманский дьявол»
Помимо тренера и спортсмена, есть еще и другие персонажи, не менее важные. Семья Пазиенцы, например. В частности, ее глава — Анджело. Порой кажется, что он как будто путается в собственных чувствах. Словно большой ребенок, обиженный поведением сына, который не всегда посвящает в собственные дела отца, Анджело то и дело предъявляет ему претензии. Лично для меня его отношение к решению сына так и осталось непонятным. Его реакция на тренировки сына была невнятна. Возможно, он в реальности был таким, а, возможно, это из-за сомнительной игры ирландца Кирана Хайндс. Порой казалось, что он играет не отца чемпиона, а криминального авторитета, который вот-вот достанет «ствол» и устроит мафиозные разборки. Этот персонаж так и остался для меня загадкой.
Кадр из фильма «Пазманский дьявол»
Не по душе мне пришлось еще и то, что из менеджеров спортсмена сделали прям монстров. Спорт — это еще и бизнес, как ни крути. Для кого-то он — жизнь, для кого-то — просто работа. И осуждать людей, которые зарабатывают на этом, все же не стоит. Тут все в одной лодки — без одних не было бы других. Пазиенца попал в аварию не по вине своих менеджеров, так зачем показывать столь суровое отношение к ним. Несмотря ни на что, они помогали ему не меньше остальных, может не так прямо, как казалось, но все же это именно менеджеры организовывали бои, да еще и какие — с именитыми спортсменами, в то время, когда с Пазиенцей отказывались драться даже начинающие боксеры, боясь нечаянно его убить или покалечить. Без них успех «Пазманского дьявола», возможно, и не сложился бы. Они могли просто отвернуться от Винни и искать другого спортсмена для продвижения, но все же так не сделали. Но фильм не может существовать без злодеев…
Кадр из фильма «Пазманский дьявол»
То, что к картине приложил руку Мартин Скорсезе чувствуется вполне. Ни один его фильм в подобном жанре не проходит без выпивки, голых девиц и прочих подобных стереотипов. Смотря подобные сцены в «Пазманском дьяволе», порой казалось, что ты смотришь отрывки «Винила». Но, возможно, так и было на самом деле, раз это реальная история, и стареющий Скорсезе тут ни при чем. Неоднозначное у меня отношение к этому режиссеру и продюсеру.
В целом лента получилась напряженной и динамичной. Посмотреть ее нужно хотя бы ради того, чтобы вдохновиться несгибаемости и целеустремленности Винни, а также жизнеутверждающей силой фильма, что в преддверии питерской серой весны — самое то. А еще чтобы окунуться в атмосферу начала 90-х и немного пуститься в воспоминания, ведь работа костюмеров и художников в картине — превосходная. Западет в душу и финальная речь персонажа Теллера про то, «что самая большая ложь — это когда тебе говорят, что все не так просто», заряжает на все 100. Итак, все просто: сделай то, что задумал и потом скажи всем, что на самом деле все было просто. Формула успеха с названием «Пазманский дьявол» в кино со 2 февраля 2017 года.
В написании рецензии использовались материалы, предоставленные компанией «Капелла Фильм».
Фильм смотрела: Наталья Тимонина