«Осколки» судьбы в режиссерском дебюте Алисы Хазановой

2 ноября в широкий прокат вышел фильм «Осколки», ставший режиссерским дебютом известной актрисы, балерины и хореографа Алисы Хазановой. Критики с глубоким уважением отнеслись к работе начинающего режиссера, а знатоки и любители зарубежной литературы уже нашли в фильме отсылки к произведениям Борхеса, Беккета, Элиота и других значительных авторов.

Кадр из фильма "Осколки"

Кадр из фильма «Осколки»

Некоторые называют «Осколки» ремейком французской драмы Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде», однако сама режиссер это мнение не разделяет, утверждая, что для них с соавтором сценария Майклом Куписком фильм 1961 года стал лишь отправной точкой.

Действие происходит в дорогом отеле, где живет героиня с мужем, и в ресторане, где они каждый вечер встречаются за ужином, куда приходят одни и те же люди, где повторяются одни и те же диалоги. Отношения героини с мужем, мягко говоря, натянутые, как часто и бывает: он живет где-то на работе, на совещаниях, на деловых встречах, а к ней возвращается отужинать и выспаться. Да и еще не забывает упрекнуть. И все это без единой эмоции… Тут же появляется незнакомец, с которым будто бы есть какая-то тесная связь в прошлом.

Возникает впечатление, что все происходящее — сон, который повторяется, как наваждение, а реальность полностью утрачена. Причем именно в вариантах реальностей и теряется ощущение истины, уже не знаешь, чему верить, и не веришь ничему. В определенный момент у меня даже возникла мысль, что если есть ад, он вполне может выглядеть именно так, как мир, созданный Алисой Хазановой в «Осколках». Забавный ход с барменом лишь подтверждает, что возможна только смена ролей, сюжет остается известный, и ты даже не представляешь, кем проснешься завтра…

Кадр из фильма "Осколки"

Кадр из фильма «Осколки»

Да, фильм интеллектуальный, качественный, красивый. Хороший артхаус, каким он быть должен, еще и в женском исполнении, обязательно заинтересует зрителя подготовленного и начитанного, а тем более — киномана. Несмотря на свойственные жанру эмоциональное равновесие и отстраненность, Алисе Хазановой удалось наполнить историю чувствами, в том числе благодаря собственной удивительной актерской игре. Ее Женщина — центр происходящего, именно с ней, кажется, происходит одна и та же история, именно ее мучают бесконечные дежавю и жамевю… Но в целом, как мне показалось, это история не об одном человеке, а о какой-то общей проблеме расколотого сознания.

Кадр из фильма "Осколки"

Кадр из фильма «Осколки»

Смотреть драму Алисы Хазановой достаточно тяжело, и хронометраж в 74 минуты порой кажется вечностью. Однако, если вам нравится неожиданное, качественное кино, которое представляет собой полноценное творческое высказывание, обязательно посмотрите «Осколки». Главное — у вас будет возможность составить свое мнение.

Смотрите «Осколки» в кино уже со 2 ноября.

Автор: Бутырина Юлия