«Молодой Годар»: сказ про режиссера-бунтаря (рецензия на фильм «Молодой Годар»)

Бунтарь, выскочка, самовлюбленный эгоист, революционер, мечтатель, гений и одиночка — таким мы видим основоположника направления «новой волны» в кинематографе, человека, на фильмах которого вырос не один деятель кино.

Обладатель премии «Оскар» и «Золотой пальмовой ветви» за хит «Артист», Мишель Хазанавичус, после ряда не очень успешных проектов, вновь берется за тему кино, да еще и какую — снять биографию самого Жан-Люка Годара. Амбициозно и рискованно.

Премьера картины состоялась на 70-м Каннском фестивале, том самом, который сам Годар требовал отменить в революционном 68-м.

002

Кадр из фильма «Молодой Годар»

Итак, страсти в фильме «Молодой Годар» начинают разгораться во время съемок фильма «Китаянка», где режиссер влюбляется в молодую актрису, Анну Вяземски, а впоследствии женится на ней. Разница в 19 лет не смущает влюбленных. Любовный кураж сменяется политическими волнениями, охватившими Францию, в общем, и Годара, в частности. Он как глас народа не мог оставаться в стороне, чувствуя что должен сделать что-то великое и не в кино. Тут мы начинаем понимать, что постановщик впадает в состояние творческого кризиса. Сомневаясь в себе как в режиссере, Годар начинает подвергать сомнению всё и всех — свои картины, искусство, политический режим, друзей. Но не в силах что-либо изменить кардинально, он превращается в брюзгу и ворчуна, постепенно отталкивая от себя всех близких ему людей.

Довольно сложно оценивать байопики в виду личного незнакомства с их героями. Мы не знаем, какой Годар  на самом деле. Мы можем судить о нем только из воспоминаний близких людей, да и по фильмам, книгам, его интервью. Годар-режиссер и Годар-человек — разные люди. Но в данном случае перед нами предстал не совсем приятный «тип», постоянно третирующий себя и всех вокруг. Не слишком ли смело для Хазанавичуса — режиссера, которому еще расти и расти до уровня его коллеги?

006

Кадр из фильма «Молодой Годар»

В основу сюжета была положена книга Анны Вяземски — «Год после». Периодически мы слышим ее комментарии относительно своего мужа, но они перемешиваются с репликами самого героя, смещая акценты повествования и тем самым путая зрителя — то ли это история любви, то ли сказ про французскую революцию; то ли это демонстрация Годара глазами его супруги, то ли сам Жан-Люк рассказывает о себе любимом? Разрушение «четвертой стены» и постоянные обращения героя напрямую к зрителю заставляют склоняться к последнему варианту.

Нельзя сказать, что фильм не удался. Просто он получился копией трудов Годара, что ценителей его творчества может покоробить, а людям, незнакомым с ним, и вовсе не расскажет ничего путного о гении мирового кино, чей вклад в этот вид искусства неоспоримо значителен. Лента выставляет его лишь нелепым чудаком а-ля персонаж Вуди Аллена, которого американский маэстро практически всегда воплощает на экране. Но только герой американца — робкий и милый чудак, а французский мэтр представлен в образе зануды, бунтаря и выскочки. Сильно смущает и тот факт, что яркий представитель «Nouvelle vague», которая, в принципе, задала основные направления авторского кино, человек, совершивший вместе с Трюффо, Шабролем и Ромером, революцию в кино, в итоге поддается чужому, коллективному, влиянию.

001

Кадр из фильма «Молодой Годар»

Годар в «Молодом Годаре» (почему в российском прокате лента получила такое название — непонятно, в оригинале фильм называется «Устрашающий») — смешон, а порой даже глуп и жалок. Взяв за основу один из ярких периодов жизни режиссера, Хазанавичус сделал из него практически посмешище. Приемы, заимствованные из реальных работ мастера — плавные скольжения камеры по обнаженному телу Стейси Мартин, как в драме «Презрение» (1963), те самые прямые обращения к зрителю — отсылка к фильму «Безумный Пьеро» (1965) (надо отметить, что это один из любимых приемов Годара) и другие — возможно, по задумке автора картины должны были помочь передать язык современного французского киноклассика. Но в итоге они лишь превращают фильм о творчестве Годара в посредственную копию его работ.

Возможно, было бы удачнее воплотить на экране не реального Жан-Люка, а создать собирательный, отвлеченный образ и сделать просто фильм о режиссере-революционере, лишь подразумевая истинного Годара. Если смотреть картину с такой стороны, то она очень даже хороша. Режиссер, испытываемый муки творчества в период кризиса, созданный кумиром современной Франции, Луи Гареллем, — прекрасен. Внешнее перевоплощение актера — поразительно. Перед нами Жан-Люк Годар собственной персоной. В целом весь актерский состав подобран хорошо. Надо признать, что все в картине — хорошо, кроме того, что это биография реального человека.

Вывод такой: просто наслаждайтесь хорошей французской комедией про режиссера-бунтаря и выскочку, не подразумевая, что это Годар, а на досуге посмотрите или пересмотрите его картины, хотя бы те, что упоминаются в фильме.

В кино — с 16 ноября 2017 г., 16+

Текст: Наталья Тимонина