МКФ «Послание к человеку 2019»: рецензия на фильм «Свистуны» (секция «Кино сверхреальности»)

Еще одной картиной, вошедшей в секцию «Кино сверхреальности» «Послания к человеку» в этом году, стала румынская лента — «Свистуны» Корнелиу Порумбойю. Это не драма, не авторское кино в привычном виде. Это криминальный триллер, который подходит для просмотра абсолютно всем. Вполне зрительское кино, несмотря на то, что лента вошла в Основной конкурс Каннского кинофестиваля. От фильмов из стран, вроде Румыния, ждешь этакой социальной драмы, в которой действия происходят в обшарпанных зданиях, а герои — сплошь неудачники, обиженные системой. Но нет. «Свистуны» — другие, и в этом их прелесть и шарм. Лента Корнелиу Порембойю демонстрирует «новую волну» в румынском кинематографе. В ней собраны сдержанность и вымеренность немецкой киношколы, социальный ритм, характерный для польских картин, эротика и триллер, присущие итальянским лентам про мафию, и, конечно, «фам фаталь» от французского кинематографа. Смешав все эти «ингредиенты» Порумбойю создал нечто авторское, одновременно уникальное и заимствованное у других.

Главный герой картины, Кристи, — полицейский, ведущий игру на два фронта: под маской неподкупного стража порядка скрывается давно корумпированный  с ног до головы «коп». Но однажды на пороге его дома появляется роковая красотка с налетом Моники Беллуччи — Джильда, которая просит его вызволить из тюрьмы ее возлюбленного, а вместе с тем и его подельника. У сексапильной брюнетки, разумеется, имеется план спасения, но для его воплощения Кристи должен будет освоить диалект свиста, которым владеют жители небольшого островка на Канарах. Полицейский чувствует, что ему не стоит ввязываться в это дело, но и выбора у него особо и нет. Игра начинается…

Кадр из фильма «Свистуны»

Лента Порумбойю построена по классическим канонам триллера, однако действие в ней изрядно замедленно. Не не хватило мастерства закрутить интригу: все гладко, вымерено и предсказуемо. С одной стороны, история про язык свистов интересна и нова, с другой, не покидает вопрос во время просмотра: «А зачем так было все усложнять?». Но подобная манера общения определенно придает картине шарм, флёр таинственности. Но сам сюжет слишком предсказуем. Возникновение любовного треугольника  очевидно чуть ли не с первых минут. Нравоучения в духе «за все нужно платить» — моветон. Да и все как-то немного театрально. Шаблонная Джильда, а вместе с ней и другие персонажи. Нет глубины, истории у действующих лиц. Прокурор — дерзкая блондинка на шпильках, уверенная карьеристка, которая сожрет любого на своем пути. Кристи — плохой-хороший «коп», вынужденный отмывать деньги мелкого мафиози. Но ради чего? Каковы его мотивы? Старенькая, но не бедствующая мама? Нет. Дети? Тоже нет. Зачем главный герой ступил на этот путь?

Но все эти вопросы — для дотошного и искушенного зрителя. «Свистуны» же больше предназначены для простой публики.Если смотреть на картину не как на фестивального представителя, а как на обычный триллер, и если взять в расчет, что румынский кинематограф только встает на ноги, то в таком случае работа Порумбойю достойна похвалы. Добротное, качественное европейское кино. Не без изъянов, но получить удовольствие от просмотра можно. В российский прокат лента выйдет 20 февраля 2020 года.

Текст: Наталья Тимонина