МКФ «Послание к человеку»: рецензия на блок «Международный конкурс. Документальное кино 6»: «Брифинг» и «Полуночная помощь»

Шестой документальный блок международного конкурса посвящен теме больницы и врачам. В него вошли короткометражка из Польши, «Брифинг», и полнометражная лента молодого американского режиссера — «Полуночная помощь». Оба фильма затрагивают серьезную тему, поднимая вопросы нравственности, ответственности и самопожертвования.

«Брифинг» (Польша)

19-минутный режиссерский дебют польского постановщика Филипа Джевецкого  посвящена студентам-медикам. Каждое утро  перед сменой они собираются на брифинг, где главный врач рассказывает им о ситуации в больнице на текущий момент: поступило  столько пациентов, выписано — столько-то, умерло — столько-то… Затем каждый студент получает свое задание. Некоторые ситуации в новинку будущим врачам, некоторые пациенты и их диагнозы ставят их в тупик. Но в ходе фильма ты понимаешь, как много зависит от человека в белом халате, от его компетентности и навыков, и ответственности. Кто-то из студентов не воспринимает свою будущую профессию всерьез, кто-то, напротив, как главная героиня, всецело отдается ей во имя спасения людских жизней.

В фильме звучит страшная фраза, которая отражает суровую действительность в жизни врачей. Будущих медиков готовят к тому, что у каждого из них будет свое собственное кладбище. Это неизбежно, и это нужно научиться принимать беспрестрастно.

В ленте практически нет текста. Его заменяют крупные планы героев, которые отражают всю тяжесть этой профессии. Удивительно, как за 19 минут авторы смогли проникнуть в глубь проблемы и отразить всю ее суть.

Кадр из фильма «Брифинг»

«Полуночная помощь» (США, Мексика)

Документальная драма «Полуночная помощь» вошла в конкурсную программу кинофестиваля «Санденс» в этом году, где  получила специальный приз за операторскую работу. И это неудивительно: фильм сделан практически одним человеком: автором сценария, режиссером, оператором, продюсером и монтажером выступил молодой кинематографист — Люк Лоренцен. Лента рассказывает о жизни семьи Очоа. Она оказывает услуги частной скорой помощи в Мехико. В этом городе с населением в 9 миллионов человек работают всего лишь 45 государственных карет скорой помощи, остальные — частные машины.

В этой картине режиссер Люк Лоренцен наблюдает за жизнью, даже выживанием обычной мексиканской семьи. Конкуренция в этом бизнесе высока, а заработок не так стабилен. Частные скорые помощи получают деньги либо от своих клиентов (напрямую или от их страховых компаний), либо от больниц, с которыми у них есть договоренности. Кроме частных карет скорой помощи, в Мехико еще и острый дефицит государственных больниц. Но не все клиенты могут позволить себе частную клинику и негосударственную скорую помощь. А ждать помощь от бюджетных служб можно часами или вовсе не дождаться.  Не все «клиенты» могут оплатить уже оказанную «услугу». Иногда это ясно заранее, иногда — постфактум. Семья Очоа всегда должна делать непростой выбор: с одной стороны, это их заработок, им тоже нужно на что-то жить, содержать машину, чтобы оказывать качественные услуги,  а это недешево, к тому же их постоянно «прессует» полиция и само же государство, устанавливая жесткие требования. С другой, основная задача скорой помощи — оказывать экстренную помощь… Зачастую семья вынуждена принимать решения  во благо себе, но рискуя при этом жизнью пациента…

Кадр из фильма «Полуночная помощь»

Люк Лоренцен нашел весьма интересную тему для своего фильма. Это отличная история для художественного фильма. Впрочем, лента сделана так, что в какие-то моменты ты начинаешь сомневаться в ее документальности. Кажется, что смотришь поставленный фильм с профессиональными актерами — настолько камера Люка растворилась в персонажах. Но нет. Это реальная история простых людей, которые каждую ночь борются за собственное выживание и чужое.  А если вспомнить, что фильм сделан одним человеком, так вообще диву даешься. Это, действительно, выдающаяся работа, сделанная при этом  новичком в кино. Если картина победит, никто не удивится. Мастерски сделанная работа. Определенно, основной претендент на главный приз фестиваля.

Текст: Наталья Тимонина