«Коммивояжер»: восточная мудрость гласит: спрашивайте, прежде чем открывать двери Вашего жилища
Уже со 2 февраля у зрителей есть возможность познакомиться поближе с удивительным миром иранского кинематографа: в прокате картина Асгара Фархади «Коммивояжёр». Фильм рассказывает историю счастливой семейной пары Эмада и Раны. Их отношения безоблачны, и у них много планов на будущее. Днем Эмад преподает в школе, а по вечерам супруги увлеченно репетируют спектакль по пьесе Артура Миллера «Смерть коммивояжера». Но однажды происходит инцидент, заставивший молодую пару сменить жилье, и в новом доме их ждут настоящие серьезные испытания.
Если бы беспечная Рана не открывала дверь, если бы Эмад не задержался на работе, то не было бы ни напряженных хичкоковских сцен, ни явных параллелей, проведенных режиссером между Эмадом и его героем в театре. Слишком уж счастливы муж и жена в начале фильма, и тем трагичнее произошедшее. Детективный сюжет в первую очередь строится на работе зрительского воображения: мы не видим на экране случившегося, главные герои не озвучивают своих мыслей и чувств по этому поводу, — однако в талантливой игре актеров и тонкой работе Фархади мимика, жесты, мизансцены, брошенные редкие фразы говорят очень многое. Режиссер концентрирует внимание на менталитете Эмада и Раны: с одной стороны, это мусульмане, с молоком матери впитавшие культурные и религиозные обычаи, а с другой, – современные молодые люди, под влиянием глобализации обретающие черты европейского сознания. Для меня, как зрителя, этот момент особенно ярко отразился во внутренней борьбе Эмада: кровная месть или прощение. Рана выбирает прощение, видимо, чувствуя и свою вину в произошедшем. И в этом моменте тоже вопрос: черта ли это современного западного человека или восточной Женской сущности?
Фильмы Асгара Фархади интересны широкой публике и признаны профессионалами: «История Элли» (2009) получила приз Берлинского кинофестиваля, «Развод Надера и Симин» (2011) — «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке». «Коммивояжер» уже получил два приза Каннского кинофестиваля, и вновь номинирован на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Очень интересен факт, что кадр у Фархади отличается от других иранских режиссеров (Махмальбафа, Кияростами, Муджиди). Поскольку Асгар Фархади по образованию театральный режиссер, в кино он так же использует закрытое пространство: квартиры, дворики, школьный класс, театральная сцена. К этому привыкаешь и даже чувствуешь себя рядом с героями фильма. Кстати о соседях: в «Коммивояжере» четко показана роль соседей в развитии семейной драмы, причем почти до конца непонятно, сплетничают они или говорят правду.
Асгар Фархади – мастер намеков, полутонов и открытых вопросов. Возможно, это единственный способ для режиссера сохранить профессию под давлением цензуры в родной стране. Но в его фильмах чрезмерная закрытость происходящего от зрителя воспринимается как художественный прием. Да, ни одной женщины с декольте или даже непокрытой головой мы не видим, но тем не менее, понимаем, в чем трагизм происходящего. И даже актриса, которая в театре играет проститутку, заявляя о своей наготе, одета при этом с ног до головы. Ловкие приемы помогают режиссеру не говоря напрямую, наводить зрителя на нужные мысли, искать ответ на вопросы, которых после просмотра фильма остается предостаточно.
Зрителям внимательным, терпеливым, интересующимся очень рекомендую просмотр картины «Коммивояжёр» в кинотеатрах со 2 февраля.
Автор: Юлия Бутырина