Когда «Снегирь» – совсем не птичка (рецензия на фильм Бориса Хлебникова)
8 июня в широкий прокат выходит высокобюджетный фильм режиссера Бориса Хлебникова — «Снегирь». Не всякая картина вызывает массу благодарных отзывов, однако работа Хлебникова именно такая – словно освежающая волна Балтийского моря, она открывает глаза на очень многие простые и важные вещи без попыток что-то доказывать или кого-то учить.
Два петербургских «асисяя» после курса «Мореходки», Никита и Максим, попадают в команду «прожженных» рыболовов и выходят в открытое море на развулехе с красивым, нежным, но в то же время суровым названием «Снегирь». Впереди их ждет многотонный трал ароматной рыбы, «нежные» ругательства хамоватых мужиков, разносторонние опасности и неприятные неожиданности, достойные тысяч «лайков». Однако им на самом деле не до оценок в соцсетях. Жизнь на траулере – настоящее испытание для каждого.
Кадр из фильма «Снегирь»
Первым же острым лезвием становится вечная проблема отцов и детей, когда в команде возникают разногласия: кому брать новичков, почему «обморок» больше часа проводит в душе для команды в пятнадцать человек, откуда молодежь вообще такая непонятная, «себе на уме». Здесь будто бы медом намазанное место для педагогов-психологов, но это только начало.
Потребность наладить отношения, почувствовать поддержку команды — сильнее непонимания, да и шашлык на палубе уже ждет. Однако как ни пытается Никита (Макар Хлебников) наладить отношения, он здесь лишний, даже совместно отмеченный его день рождения не спасает, а лишь усугубляет ситуацию, о чем поведают нам дельнейшие события на «Снегире».
Кадр из фильма «Снегирь»
Смерть на траулере (а куда же без нее) режиссер Хлебников хотел представить как вещь простую, внезапную, ошарашивающую, не достойную бурных рыданий. Однако мужчины тяжело восприняли это горе,но об этом зрителю расскажут лишь раскатившиеся пустые бутылки из-под водки. Отец Геннадий (Александр Робак), спасавший, но не спасший, словно глубже всех переживает случившееся.
Однако страдать некогда: погоня за многотонным тралом, шторм в десять баллов, крен на 30 градусов, холодные волны, совсем не по Айвазовскому, тонущие норвежцы, которых больше всех старается спасти наш случайный убийца…
Так хочется поставить жирную точку в описании этих злоключений, но даже Георгий Владимов в 1969-ом году понимал, что его «Три минуты молчания», произведение , по мотивам которого снята эта лента, – совсем не точка, что мужская работа в море продолжается, а рыболовные суда – это не романтический круиз по курортам. Об этом и рассказал читателю писатель, вопреки гонениям и осуждениям.
Кадр из фильма «Снегирь»
Режиссер Борис Хлебников в 2023-м донес до зрителей не просто наблюдения Владимова, но и еще один кусочек человеческого быта, после знакомства с которым иначе смотришь не только на жизнь, но даже на рыбную консерву в магазине.
Иначе смотрит на свою жизнь и уходящий с траулера, ни с кем не прощаясь, юный парень… Как сможет он принять те дни, найдет ли человека, чтобы разделить свои переживания?..
Женские образы в фильме хочется отметить отдельно: это лишь разговоры про обманутую мать и непонятых дочерей. Отсутствие женского в фильме не даром – совсем нет ни времени, ни места на «асисяй, любоф». В холодном море сплачивают лишь совместные мужские цели (побольше выловить и заработать) и задачи (сохранить руки-ноги, да и просто выжить в жестких условиях). Не даром женщинам на корабле места не предусмотрено. Однако в атмосфере полного внешнего бесчувствия откуда-то появляется внимание к чувствам истинным, рожденным внутри, никому не показанным. Но это уже совсем другая история – нарисовать свою картину восприятия фильма «Снегирь» Бориса Хлебникова можно во всех кинотеатрах с 8 июня. К просмотру обязательно.
Текст: Юлия Бутырина