Как снимался хоррор «Фото на память» и краткая история фильмов ужасов

14 июня в российский прокат выходит фильм «Фото на память» — российский хоррор про группу молодых людей, которые случайно оказываются в заброшенном здании, где находят старый советский  фотоаппарат. Однако герои не подозревают о темной мистической стороне своей находки — каждый, кто попадет в объектив, погибнет странной и страшной смертью.

О фильме

Автором сценария картины выступил  композитор и музыкант, основатель группы «Русский размер» — Виктор Бондарюк, который впервые выступил в этом амплуа. По его словам, сделал он это из любви ко всему новому. Также на сюжет фильма повлиял роман Стивена Кинга — «11/22/63», рассказывающий про то, как простой учитель английского языка пытается спасти Джона Кеннеди, вмешиваясь тем самым в ход истории и  вызывая цепную реакцию. Бондарюк зацепился за идею «эффекта бабочки», о том, как прошлое влияет на настоящее и каким жестоким может быть время.

Музыкант не единственный дебютант в этом проекте. Для режиссера картины, Антона Заценковича, — это первый проект в качестве режиссера. До этого Антон известен по операторским работам. На его счету такие ленты, как «Мамы», «Беременный», «Дед Мороз. Битва магов»  и др. Есть в его операторской копилке и «ужастики» — «Маршрут построен», «Пиковая дама: черный обряд», а также предстоящий отечественный хоррор — «Русалка. Озеро мертвых».  Но в фильме «Фото на память» Заценкович также работал и как оператор, то есть совмещал две должности.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/10495/17625.jpg

Кадр из фильма «Фото на память»

В главной роли также «дебютантка»:  Ирина Темичева впервые снимается в фильме ужасов. Ее амплуа — комедийная актриса. Она известна по таким работам, как  сериалы «Кухня», «Сладкая жизнь», «Универ. Новая общага». Кроме того, это первая «большая» роль Ирины в кино, но она этого совсем не боится, равно и то, что ее первая главная роль — в фильме ужасов.

Несмотря на то, что хоррор «Фото на память»  является для многих «пробой пера», он вошел в конкурсную программу одного из самых главных фестивалей жанрового кино —  «SITGES Festival Internacional de Cinema Fantàstic de Catalunya», который пройдет с 4 по 14 октября. Этот смотр  входит в Европейскую федерацию фестивалей фантастических фильмов, которая включает в себя фестивали в Сиджесе, Риме, Брюсселе, Порту, Люксембурге, Эспоо и Амстердаме. Фестиваль специализируется на фильмах в жанре хоррор и фэнтези.

https://nas.dcp24.ru/release/screenshots/10495/17638.jpg

Кадр из фильма «Фото на память»

Коротко о жанре. Американские ужасы

Жанр «ужасы» весьма популярен среди зарубежных кинематографистов, особенно американских. Раз в один-два месяца в прокате появляются ленты с мистическим сюжетом или про таинственного маньяка. И тут можно выделить несколько наиболее популярных направлений в данном жанре: первое связано со сверхъестественными силами и разными монстрами («Изгоняющий дьявола» (1973), «Дракула» (1992), «Американский оборотень в Лондоне (1981)), второе — с психически нездоровым, одержимым убийцей, так называемый «слэшер» («Черное Рождество» (1974), «Хеллоуин» (1978), «Крик» (1996), «Психо» (1960), «Техасская резня бензопилой» (1974), «Пила» (2004)), третье — с инопланетными тварями или агрессивно настроенными животными или даже предметами («Чужой» (1979), «Челюсти» (1975), «Кристина» (1983), «Живое» (2017)).Возможно  смешение жанров — «Кошмар на улице вязов» (1984). Есть даже комедийные «ужастики» — например, «Гремлины» (1984). Популярностью у зрителей  пользуются все виды.

Известный преподаватель сценарного искусства и сценарист, Роберт Макки, делит фильмы ужасов на три поджанра: мистический, в котором источник страха (пришельцы, созданные учеными монстры или маньяки), поддается разумному объяснению; «сверхъестественный», где пугающие существа — «иррациональные» явления из мира царства духов»; и «супермистический» — смешение первых двух поджанров («Сияние», «Час волка»)

Кадр из фильма «Сияние»

США — абсолютный лидер в производстве данных фильмов. И это не удивительно: жанр «хоррор» является самым  окупаемым в плане инвестиций. На его создание по большому счету требуется не так много средств, а заработать он может в разы больше. Яркие примеры таких успешных малых вложений, которые в итоге принесли своим создателям миллионы. Например, хит 1999 года — «Ведьма из Блэр. Курсовая с того света», который даже получил приз Молодежного жюри в Каннах. Бюджет фильма составил всего 22 тысячи долларов, в то время, как заработала лента в прокате более 140 млн долларов. Но тут стоит сделать ремарку и рассказать про рекламный бюджет фильма, составивший около 25 млн долларов. Тем не менее все затраты окупились. Фильм даже  попал в книгу рекордов Гиннеса по лучшему соотношению расход/доход. Каждый потраченный на данную картину доллар заработал  10 тысяч 931 доллар.

Далее можно вспомнить «темную лошадку» 2007 года  (в России лента вышла в 2009 году) — «Паранормальное явление». При бюджете в 15 тысяч долларов, фильм заработал более 190 млн долларов в мировом прокате.

https://wuzzup.ru/wp-content/uploads/2018/04/sPaDUSuVQy1SL7ybnxilgWzLDAQ.jpg

Кадр из фильма «Паранормальное явление»

Европейские «ужастики»

Несмотря на то, что пальму первенства в производстве фильмов ужасов вот уже много лет держат США, сам жанр зародился в Европе и основывался прежде всего на мифах, легендах, национальных страхах и фольклоре. Хотя первым полноценным фильмом ужаса принято считать немецкую ленту «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине 1920 года. Этот же фильм можно в какой-то степени считать и первым слэшером, ведь основной сюжет завязан на ненормальном профессоре, ставящем над людьми жуткие опыты.

Великобритания и Франция

Вообще основную пищу для жанра «хоррор» дала Великобритания. Именно здесь были написаны такие готические романы, как «Франкенштейн, или современный Прометей» Мэри Шелли и знаменитый «Дракула» ирландца Брэма Стокера. Последний также подарил миру кино персонажа Ван Хельсинг, который появился именно в романе про аристократа-кровопийцу. Долгое время Великобритания поставляла качественные фильмы про вампиров, оборотней и ведьм, особенно после Второй мировой войны, когда Голливуд стал развивать жанр научной фантастики, который расцвел в период Холодной войны. Однако с развитием американской школы ужасов и появлением фильмов про маньяков-убийц, интерес к мифологическим существам угасал. Но Соединенному Королевству все же есть чем гордиться в этом жанре. Именно они подарили поклонникам ужасов «Омена» (1976),»Восставшего из ада» (1987), «Плетенного человека» (1973), а также «28 дней спустя» Дэнни Бойла 2000 года. Из относительно недавних успешных картин — «Женщина в черном» с Дэниэлем Рэдклиффом. При бюджете в 17 млн долларов, лента собрала в мировом прокате более 127 млн долларов и получила вполне положительные отзывы.

Что касается других европейских стран, которые внесли значительный вклад в мировой кинематограф, например, Франция и Италия, то в них не происходило чего-то новаторского в жанре «хоррор». Конечно, фильмы ужасов в них производились, но не такого качества, как в США и Великобритании. Однако следует отметить, что еще до появления фильма «Кабинет доктора Калигари», с зарождением кинематографа, именно француз Жорж Мельес в 1896 году впервые показал зрителю первый фильм ужасов — 3-х минутную картину «Замок дьявола».

Италия и Германия

Италия подарила жанру хоррор поджанр — «джалло» (ит. giallo «жёлтый»). Это сочетание криминального триллера и эротики с содержанием множества кровавых и жестоких сцен убийств. Именно в джалло убийца является главным персонажем, и режиссер составляет психологический портрет маньяка, тем самым раскрывая в конце фильма истинные мотивы преступника. Фильмы  в этом стиле  имеют зачастую длинные и сложные названия — «Шесть женщин для убийцы» (1965), «Запретные фото для леди вне подозрений» (1970) и др. Именно джалло принято считать предвестником слэшера. Самым ярким фильмом ужасов Италии является хоррор  «Суспирия» Дарио Ардженто 1977 года, ремейк которого снимает Лука Гуаданьино. Главные роли исполняют Дакота Джонсон и Тильда Суинтон. Вообще в Италии ужасы снимались «пачками», что вполне логично: само производство этих фильмов дешевое, а Италия — страна, где снять кино вообще ничего не стоит по сравнению с тем же Голливудом. Прознав это, итальянские кинематографисты принялись снимать малобюджетные низкокачественные «ужастики» и продавать их сразу в те же Штаты.

Рынок фильмов ужасов Германии не может похвастаться сегодня какими-либо хитами. Этот жанр не особо прижился в данной стране. Прежде всего, это связано с политикой Гитлера и нацистским режимом. В 1931 году Фриц Ланг снимает основанный на реальных событиях фильм «М» (первая буква немецкого слова «убийца»), в котором рассказывается о серийном убийце детей и которому  обязан стиль нуар. Однако лента была запрещена в Германии в 1934-м году после эмиграции Ланга. Фашистский режим Гитлера требовал от кинематографистов создания комедий, военных фильмов, лент про спорт, в общем развлекательные картины, воспевающие арийскую расу. Тем не менее именно немецкий экспрессионизм и такие ленты, как «Голем» (1915) Пауля Вегенера, ранее упомянутый «Кабинет доктора Калигари» (1920) и «Носферату. Симфония ужасов» (1921) Фридриха Мурнау, оказали большое влияние на мир ужасов, в общем, и отдельных режиссеров, в частности, — например, Тима Бёртона и Орсона Уэллса.

Кадр из фильма «Носферату. Симфония ужасов»

Испания

Как же развивались фильмы ужасов в Испании? Эта южная страна, в отличие от соседней Италии, и по сей день  производит достаточно качественный контент, который доходит до международных кинотеатров, в том числе и российских. Как и в Германии этот жанр долгое время находился под запретом.  После Гражданской войны 1936-1939 гг. новый лидер страны, Франсиско Франко, не жаловал картины с насилием. Такая ситуация продолжалась вплоть до 70-х годов 20 века. В 1968 году Министерство по делам кинематографа и театра ослабило цензурные тиски, и жанр хоррор стал активно развиваться. Именно в это время появилась одна из самых известных испанских хоррор-франшиз — «Могилы слепых мертвецов» или «Черная месса». Вторая волна активности у «ужастиков» появилась после периода правления Франко — примерно с середины 70-х до 90-х.  Фильмов снималось много, но, как и в случае с итальянским кино в жанре хоррор, их качество оставляло желать лучшего.

Но все меняется в 1996 году, когда выходит лента Алехандро Аменабара — «Тезис» или «Дипломная работа». Она привлекает внимание зарубежных зрителей и международных критиков. Пожалуй, сегодня из всех европейских стран в жанре ужасов лучше всех представлена именно Испания. Руке того же Аменабара, ведущего испанского хоррор-режиссера, принадлежит знаменитый мистический триллер «Другие» с Николь Кидман (2001). Из современных испанских «ужастиков» можно также выделить «Приют» Хуана Антонио Байоны (2007), собравший в мировом прокате более 78 млн долларов при бюджете меньше 1 млн долларов. Еще одним ярким представителем хоррор-индустрии Испании является Жауме Балагуэро, который специализируется преимущественно на фильмах ужасов. Его «Репортаж» собрал кассу в 30 млн долларов при бюджете примерно в 1 млн долларов. Вообще всю франшизу (а «Репортаж» получил еще 2 продолжения и приквел) можно назвать вполне успешной.

https://static01.nyt.com/images/2016/10/27/watching/haunted-houses-watching-slide-KI20/haunted-houses-watching-slide-KI20-videoSixteenByNineJumbo1600-v2.jpg

Кадр из фильма «Приют»

Азия. Японские фильмы ужасы

Наиболее яркой представительницей азиатской  хоррор-индустрии является Япония. Существует даже отдельное название «ужастикам», сделанным в стране восходящего солнца — j-horror. Именно она оказала немалое влияние на этот жанр в США, особенно в 2000-е годы. Японские ужасы, как и европейские, в отличие от американских, основной задачей прежде всего ставят вызвать у зрителя чувство ужаса, а не страха. Сюжетная линия основана в основном на сверхъестественных и потусторонних вещах, а также народной религии и Ё-кай (таинственном потустороннем существе). Хотя тренд на животных-мутантов задал именно японский кинематограф знаменитой «Годзиллой» 1954-го года, настоящий прорыв в мир зарубежного кино совершила лента Хидэо Накаты«Звонок». Выйдя на экраны 31 января 1998 года, она на долгие годы изменила представление о фильмах ужасов и стала настоящей киносенсацией. «Звонок» — экранизация одноименной книги Кодзи Судзуки, вышедшей в 1991 году. Однако в киноверсии главным действующим лицом становится женщина, хотя в романе расследование ведет мужчина. Таким образом Наката показывает положение женщины в современной Японии. Вообще в этой картине режиссер противопоставляет новые устои старым традициям. Однако приверженность к сюжету о потусторонних силах и юрэй (вид японского привидения) сохранилась. Картина примечательна еще и тем, что имеет нетипичный финал для своего жанра: в то время, когда герои вроде бы побеждают зло, в фильме появляются новые детали и все вновь возвращается в исходную точку.

Наравне с Хидео Накатой, на счету которого, помимо «Звонка», еще и «Темные воды»,  яркими представителями j-хоррора являются Нобуо Накагава, признанный мастер триллера и фильмов ужасов («Ад» (1960), «Дом призрачной кошки» (1958)), Такаси Симидзу («Проклятие» (2002))  и Такаси Миикэ  («Кинопроба» (1999)).

https://img05.rl0.ru/afisha/e945x540q85i/s5.afisha.ru/Afisha7Files/UGPhotos/090518195146/090519171626/p_f.jpg

Кадр из фильма «Звонок»

Россия

Что же происходит с этим жанром у нас, в России? Активно развиваться он стал только последние года 2-3. Но это не значит, что до этого отечественные кинематографисты не пытались работать с этим жанром. Просто массовую популярность и зрительское доверие он пока еще у нас не получил.

Если в США «поставщиком» сюжетов и идей для хорроров можно считать известного фантаста Стивена Кинга, то в нашей стране эту роль выполняет Николай Васильевич Гоголь. Однако экранизировать его произведения в СССР не спешили. Хотя первым советским фильмом ужасов можно считать именно немую экранизацию «Вия» 1909 года, которая, к сожалению, не сохранилась. Одними из первых фильмов жанра в России также считаются такие немые мистические фильмы, как «В полночь на кладбище» (1910), «Загробная скиталица» (1915), «Женщина-вампир» (1915) и «Вий» (1916). Впрочем, эти работы, как и лента 1909 года, до наших дней не «дожили». Политические устои и идеология страны не позволяли развиваться  хоррору в Советской России. Первой полноценной картиной, снятой в этом жанре, принято считать еще одну экранизацию «Вия» 1967 года. Лента имела огромный успех в прокате, приобрела статус культовой, однако не дала толчок к освоению этого направления кино. Слабые попытки были предприняты в конце 80-х — начале 90-х. Среди лент, вышедших на экраны в этом жанре, можно отметить «Господин оформитель» (1987), «Дом с привидениями» (1987),  «Час оборотня»  (1990), «Люми» (1991), «Пьющие кровь» (1991) и «Прикосновение (1992). Собственно, именно последняя картина дала тот самый долгожданный толчок для освоения этого сегмента кино. Но бурному развитию помешала политическая и экономическая обстановка в стране, в которой просто не было кинотеатров, да и было совсем не до кино.

https://cdni.rt.com/russian/images/2018.04/article/5ae5cfca370f2cb3118b4582.jpg

Кадр из фильма «Вий» 1967 г.

В 2000-е российские кинематографисты стали потихонечку осваивать хоррор. Примерно раз-два в год стали выходить картины в этом жанре:  «Жесть» (2006), «Мертвые дочери» (2007), «Параграф 78. Фильм первый, фильм второй» (2007), «Юленька» (2008), «Фобос. Клуб страха» (2010), «Путевой обходчик» (2007) и др. Постепенно подобные ленты стали выходить чаще, сюжеты расширялись — стали появляться не только мистические «ужастики», но и первые российские слэшеры. Однако кассового успеха они не имели абсолютно никакого и приносили своим создателям только убытки и негативные отзывы со стороны зрителей. Наиболее урожайным в плане выхода российских фильмов ужасов можно назвать 2007 год. Затем затишье вплоть до 2015 года. Именно  с этого периода хорроры стали выходить более-менее регулярно: «Пиковая дама. Черный обряд» (2015), «Кровавая леди Батори» (2015),  «Маршрут построен» (2016), «Невеста» (2017), «Конверт» (2017). Постепенно фильмы стали окупаться. «Невеста», кстати, не только принесла своим создателям прибыль, но и получила сиквел и американский ремейк — американскую версию снимет Lionsgate.

Тем не менее, этот жанр еще крайне не стабилен. Российские сценаристы не могут конкурировать с западными историями, а актеры не могут изобразить правдивые эмоции на лице, как их коллеги за океаном.  Однако само появление 4-5 картин в год в этом жанре все же радует — это говорит о том, что наши кинематографисты пытаются осваивать разные жанры и снимать кино, основанное не только на спортивных достижениях и отечественной истории. Как говорится: «Если долго мучиться, что-нибудь получится!». Поживем — увидим. Сможет ли новый хоррор, «Фото на память», порадовать зрителей своим качеством, можно узнать уже сегодня в кино!