Интервью с Наталией Мещаниновой, режиссером фильма «Сердце мира»
Вторую неделю в российском прокате успешно идет российская драма — «Сердце мира», получившая Гран-при на «Кинотавре». Мы пообщались с режиссером и автором сценария — Наталией Мещаниновой, обладательницей премии «Белый Слон» в 2015 за «Комбинат «Надежда» и премии «Ника» за сценарий к «Аритмии». Ощутимые и признанные награды. Наталия — живой пример авторского, свежего взгляда на российское кино. Простые истории, заставляющие зрителя думать. О новом фильме, кинематографе, стремлениях наша беседа с режиссером.
-Наталия, вы выпускница Школы документального кино Марины Разбежкиной, что все-таки Вам ближе документальное кино, полный метр или сериал?
— Точно не сериал. Мне нравится полный метр. Когда мы делали “Сердце мира”, то это были идеальные условия для меня. И документальное кино я очень люблю. Но в последнее время смотрю, а не снимаю. Может, это связано с тем, что у меня ребёнок и не хочется его надолго оставлять, а документальное кино требует постоянной вовлеченности, поездок. Не оставляю мысли, что ещё вернусь к этому формату, но результат непредсказуем, сложен, и ты не уверен снимешь ли ты до конца документальное кино или нет. В игровом фильме тоже есть нюансы, но он для меня понятнее и проще, и ясны механизмы, что ждать.

Наталия Мещанинова и Дмитрий Поднозов на съемках фильма «Сердце мира»
— Ближайшие ваши поездки по прокату фильма?
— Мы на днях улетаем в Сан-Себастьян на европейскую премьеру нашего фильма.
-Как возникла идея “Сердца мира”?
-Идея не возникает, это же не таблица Менделеева, которая, раз и приснилась, да и приснилась ли? Это кропотливый труд, желание снять кино, разобраться в себе. Это все не приходит в один день. Это год, полтора, работы. Путь сомнений и отказа от того, что придумал.
-Как часто сценарий менялся?
-Был другой финал, и много нюансов. Всего пять вариантов сценария.
-Символизм присутствует в картине?
-Для меня нет, а зрители находят.
-Вопрос о петиции зоозащитников, что фильм пропагандирует притравочные станции. Как вы к этому относитесь?
-Фильм не обвиняет и не защищает ни одного участника процесса. Люди берут из недостоверных источников информацию и делают неправильные выводы. Я бы призвала этих людей на неделю поехать в лес, пожить там и понять, что это такое. Понять, что такое баланс. Что такое дикий зверь. Не делить все на чёрное и белое. Все это огромный сложный мир. Конечно, это отдельная тема, требующая глубокого изучения.

Наталия Мещанинова на съемках фильма «Сердце мира»
-Кто для вас авторитет в кинематографе? Пример, может, хотелось что-то принять, “цапнуть” себе в работу?
-Стараюсь максимально ничего не брать. Даже когда снимаю свое кино, не смотрю другое, чтобы случайно ничего не подцепить, не воровать чужой язык. У меня есть любимые режиссеры, за которыми я слежу постоянно. Это Андреа Арнольд, Аличе Рорвахер, Майк Ли, Ульрих Зайде, Терренс Малик.
-Ситуация: предположим вам дают неограниченный бюджет. Как вы им распорядитесь?
— Неограниченный? Нет, не нужно. Нужен нормальный. Не ограниченные средства они развращают.
— Какие актёры вам симпатичны и вы бы пригласили их сниматься к себе?
— Мне может нравится тот или иной артист, но в отрыве от контекста моих фильмов. Но все равно существует кастинг. Не просто приглашённая звезда, на которую пойдут. Природа артиста должна совпадать с природой персонажа, которого я пишу. Мы писали “Сердце мира” под Степана. И сразу же, когда я придумывала женскую роль, я представляла Яну Сексте, её фигуру, её голос. Но все равно ей пришлось прийти на пробы, и стало чётко понятно, что это она. Я очень люблю новых, неизвестных актёров. Люблю снимать дебютантов. В «Комбинате Надежды» у меня почти все были дебютанты. Мне сложнее с теми, кто уже известен, они несут за собой некий шлейф ролей, уже понятные ожидания. С одной стороны, интересно ломать этот стереотип, но с немедийными интереснее работать.

Наталия Мещанинова на съемках фильма «Сердце мира»
— Что нужно нашему кинематографу в ближайшее время?
— Отмену цензуры, отмену госзаказов, больше грамотных продюсеров. Не хватает новаторских идей, на мой взгляд. Всё действуют по какой-то определённой схеме, а она давно терпит крах. Есть совершенно новые способы выхода на зрителя. Пора осваивать интернет пространство огромными шагами.
— Что лично для вас сердце мира?
-По сути, это дом. Чувство дома. Пока у тебя нет чувства дома, ты неприкаянный, не свободный. Это словно абсолютная любовь детей к родителям. Если дом есть, ты можешь все.
Фильм «Сердце мира» в кино — с 27 сентября 2018 г., 18+
Беседовала Анастасия Белякова