«Движение вверх»: интервью с Кириллом Зайцевым

Спортивная драма, «Движение вверх», продолжает держаться в тройке лидеров по кассовым сборам. На  18 февраля картина заработала 2 929 733 802 рублей, а посмотрели ее 11 836 024 человека. «КультКино» пообщался с исполнителями главных ролей в картине — Джеймсом Тратасом и Кириллом Зайцевым. Интервью с актером, исполнившим роль капитана советской сборной по баскетболу мы публиковали ранее, теперь же представляем беседу с артистом, сыгравшего Сергея Белова.

Кирилл, подготовка к роли несла в себе многодневные тренировки по баскетболу, совмещение спортивных навыков с актерской игрой, в чем были трудности?

— Вы знаете, когда люди начинают заниматься баскетболом, первое чему их учат — это «освобождаться от мяча». Не в смысле отдавать его кому-то, а не обращать внимания на дриблинг (ведение мяча). Главной задачей и первой трудностью было быть похожими на профессиональных баскетболистов. Все восемь месяцев подготовки я использовал любую возможность играть. В любой команде, любым составом лишь бы нарабатывать навыки. Затем мы начали строить драматургию сцен. У К.С. Станиславского это называется “многоплоскостное внимание”. Нужно было быть в динамике игры и в то же время сыграть нужные эмоции и выполнить всю хореографию баскетбола, которую нам ставил сын Сергея Белова, Александр. Финальный матч смонтирован гениально. Там присутствуют “эмоциональные горки”, и зритель как бы находится там, внутри, рядом со спортсменами, и все остро переживает.

Кадр из фильма «Движение вверх»

— Как вам работалось с Антоном Мегердичевым, режиссером фильма?

Каждый погружается в проект на свой определенный срок. Я к роли готовился почти год, а Антон жил этим фильмом четыре года, если считать монтаж. Работать с ним очень интересно. Он очень терпеливый и точно знает, чего хочет, хотя внешне не выглядит темпераментным и на площадке ведет себя сдержанно. Благодаря ему у нас была редкая возможность репетировать сцены. Мы с Джеймсом Тратасом, Владимиром Львовичем Машковым и Андреем Игоревичем Смоляковым, например, очень кропотливо все вместе разбирали сцены, как в театре. Погрузились в роли еще задолго до начала съемок.

Встречный вопрос, если так долго шла подготовка не было эмоционального выгорания?

Когда занимаешься любимым делом, силы всегда найдутся. Выгорания не было. Я понимал, что делаю и для чего. И я оченьлюблю баскетбол. Книга Сергея Белова, “Движение вверх”, стала для меня настольной, перечитывал ее много раз, и в конце концов у меня появилась ответственность за своего героя.

Все актеры в фильме очень похожи на своих документальных персонажей. В чем удача подобного каста?

— Как говорил Джеймс Кэмерон, успех “Титаника” — в хорошем кастинге (смеется). В “Движении вверх” актеров подбирали максимально похожими на героев по психотипу. Камера видит все и схватывает любую фальшь. Чем ближе человек к образу, тем легче ему играть. А мы ведь боремся за жизнь в кадре, а не просто что-то изображаем на камеру.

Что вынесли из опыта работы с Владимиром Машковым?

Работать на одной площадке рука об руку с Владимиром Львовичем Машковым и Андреем Игоревичем Смоляковым — это для меня было профессиональное счастье. Огромная удача. Когда я был не на площадке, я всё время смотрел и подглядывал. Для меня это был настоящий мастеркласс, и я постоянно у них учился. Когда Машков становился моим партнёром, мне практически и играть ничего не надо было. Я ему просто верил. Как в спорте, когда есть надёжный партнёр, товарищ. С таким профессионалом легко выигрывать.

Кадр из фильма «Движение вверх»

Расскажите о своих эмоциях после окончания съемок. Первые мысли, чувства.

Помню конкретный день, когда закончился весь мой баскетбол, к которому я так готовился, тренировался каждый день. И тут приходит осознание:Это что все?!”… Но навык, конечно, остался. Сейчас вернулся в Ригу, у меня там спектакли, как и в Москве. И вот когда после съемок встретился поиграть на площадке с друзьями, те были приятно удивлены моей техникой и приобретенным умением. Это приятно, когда ты способен что-то делать на достойном уровне.

То есть произошло некое движение вверх?

— Да! Я очень люблю баскетбол и благодарен судьбе, что сыграл легендарного спортсмена!