В России появилась своя Ассоциация кинодистрибьюторов

18 сентября 2017 года шесть ведущих кинопрокатных компаний России объединились для создания Ассоциации Кинодистрибьюторов.

В состав участников Ассоциации вошли: Вадим Смирнов («Двадцатый Век Фокс СНГ»), Алексей Рязанцев («Каро Премьер»), Сергей Сельянов («Наше Кино»), Антон Сиренко («Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг»), Павел Степанов («Централ Партнершип»), Вадим Иванов («Юниверсал Пикчерс Интернэшнл»).

В качестве основных задач Ассоциация ставит перед собой:

  • Формирование максимально благоприятных условий для роста и развития рынка кинотеатрального показа и отрасли в целом;

  • Налаживание и улучшение коммуникации/диалога между представителями бизнеса и органами законодательной и исполнительной власти;

  • Формирование и закрепление свода этических норм и правил, улучшающих деловой климат в отрасли, увеличивающих ее прозрачность (транспарентность) и привлекательность для инвестиций, с особым фокусом на российское кино;

  • Ведение конструктивного диалога с другими отраслевыми организациями и группами, направленного на максимальное удовлетворение потребностей существующей зрительской аудитории и ее расширение, с помощью улучшения качества предоставляемых продуктов и услуг.

 Вадим Смирнов,  «Двадцатый Век Фокс СНГ»:«Кинопрокатная индустрия в нашей стране активно развивается, рынок кинотеатрального показа стал серьезной отраслью в экономике нашей страны, поэтому вопрос объединения кинодистрибьюторов уже давно назрел. Время от времени мы и раньше советовались друг с другом, совместно определяли отношение прокатчиков к актуальным вопросам, теперь у нас будет возможность на постоянной основе взаимодействовать и вырабатывать общую позицию по проблемам кинобизнеса. Данный шаг позволит обратить внимание государства, общества и инвесторов на киноиндустрию, защищать интересы нашей отрасли, а значит развивать сферу кинотеатрального показа в нашей стране, что в конечном итоге благоприятным образом скажется на зрителе, который будет получать доступ к качественным фильмам, независимо от страны их происхождения».

Вадим Смирнов, генеральный директор компании «Двадцатый век Фокс СНГ»

Создание такой Ассоциации — вещь необходимая, поскольку сегодня наше государство в лице министра культуры, Мединского, и Фонда кино пытаются закручивать гайки дистрибьюторам голливудского кино в частности, зарубежного — в целом. Цель у них вроде благородная — дать дорогу российским картинам. Однако вместо того, чтобы повысить качество отечественного кинопроизводства, чиновники  пытаются заполнить рынок дешевым во всех отношениях «товаром». Введение квоты на показы отечественных фильмов в кинотеатрах, «прокатка» за 5 миллионов рублей, попытка диктовать даты релизов блокбастеров и т.п. ведут лишь к одному — к повышению стоимости билетов, исчезновению с российских экранов качественного независимого кино, появление отечественных картин сомнительного качества и, главное, к опустошению кинотеатров. Российский зритель как смотрел иностранные фильмы, так и будет продолжать это делать, но уже просто не в кино, а дома.

Сергей Сельянов, «Наше кино»: «Нельзя считать индустрию зрелой, если нет влиятельных профессиональных объединений, поэтому я считаю, что появление Ассоциации Кинодистрибьюторов — это правильный шаг.  Мы все видим, что это необходимо  для развития рынка, формирования диалога между представителями бизнеса и властью, представителями других отраслевых организаций  и много чего еще. Возникло объединение владельцев кинотеатров, есть ассоциация продюсеров кино и телевидения, и вот появилась ассоциация кинопрокатчиков —  вот эта триада и есть индустрия».  

Сергей Сельянов, продюсер, учредитель компании «Наше кино»

По сути кинотеатрам, да и зрителям, важно смотреть интересное, хорошее кино и не так существенно, в какой стране оно снято. Конечно, есть те, кто принципиально не смотрит русские картины, но таких меньшинство, и не любят они отечественные ленты только из-за того, что утратили доверие к нашим кинематографистам. Тут мы снова возвращаемся к вопросу о качестве российских кинопроизведений. Что касается кинотеатров, то им также все равно фильм чьей страны показывать, главное — собирать полные залы и окупать свою деятельность, расходы на ведение которой — колоссальны. Если кинопоказчики уверены в том, что они заработают данной картиной, то они ее широко распишут. Это доказывают и такие росписи отечественных картин, как «Легенда № 17», «Экипаж», «Викинг», «Битва за Севастополь», даже «Духless», сеансы которого кинотеатры увеличивали уже после первых двух дней проката, потому что зритель на него шел.

Конечно, авторскому российскому кино, типа «Нелюбви» Звягинцева и «Рая» Кончаловского, не так просто, как блокбастерам, упомянутым выше. Но это, простите, фестивальное кино, которое никогда, увы и ах, не будет собирать полные залы в крупных кинотеатральных сетях. Для этого есть специальные кинотеатры, вроде петербургских «Родины» и «Авроры», где подобные картины собирают «бешенную», по их меркам, кассу. То же самое происходит и с европейскими картинами. Артхаус и фестивальное кино редко  зарабатывают огромные деньги, хотя есть и исключения типа «Черного лебедя» Аранофски, собравшего более 133 млн рублей 329 копиями, но это очень редкий случай для ограниченного кинопроката.

Антон Сиренко, «Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг»«Российский зритель любит хорошее кино и любит смотреть его на больших экранах кинотеатров. Думаю, у всех участников ассоциации есть большая общая цель – сохранить наш рынок растущим и сделать максимум для его процветания в будущем».

Кадр из фильма «Черный лебедь»

Тут стоит отметить предпочтения российского зрителя. За последние лет пять вкусы отечественного синефила стали не столь избирательными, в отличие от посетителей американских и европейских кинотеатров. Наш киноман предпочитает смотреть в кино исключительно блокбастеры со спецэффектами, а мелодраму он может посмотреть и дома. Поэтому как кинотеатрам показывать рамы, тем более российские, когда наш зритель их просто не смотрит. О каких прокатных удостоверениях за пять миллионов рублей можно говорить? Но это уже совсем другая история…

Павел Степанов, «Централ Партнершип»: «На мой взгляд, создание Ассоциации Кинодистрибьюторов — важный и логичный шаг в развитии индустрии. Мы постоянно сталкиваемся с новыми инициативами, меняются условия кинодистрибьюции в России, и выработка единой позиции по целому ряду вопросов взаимодействия на рынке кинопроката — ключевая задача на сегодняшний день. Конкуренция хороша, когда есть рынок и когда этот рынок развивается. Поэтому 6 крупнейших российских кинопрокатных структур страны приняли решение создать Ассоциацию — организацию для обсуждения и выработки механизмов защиты интересов рынка кинодистрибьюции».

Что даст создание подобной ассоциации, пока сказать сложно. В любом случае на отечественном рынке кинодистрибьюции появилась своего рода «оппозиция», способная противостоять Минкульту и Фонду кино и их не всегда здоровым идеям.

Текст: Наталья Тимонина